Сергей Дядечко: кто стоял за аферами «Родовид-банка»? ЧАСТЬ 1

Сергей Дядечко

Каждый раз, когда во время очередного кризиса простые украинцы теряют свои деньги, их подбирают коррумпированные олигархи и бессовестные банкиры. И если им не хватает ваших вкладов, то они находят способ украсть деньги еще и у государства. В своё время крах банка «Родовид» болезненно ударил по десяткам тысяч вкладчиков, но принес колоссальные доходы тем, кто этот крах организовал. Среди них был и Сергей Дядечко, хотя он всячески это отрицает, так же, как и свой многолетний грязный бизнес со скандальным Юрой Енакиевским. Тот самый Дядечко, за организацию покушения на которого за решеткой находится еще один мошенник из «Родовида» Александр Шепелев, некогда бывший важной птицей в окружении Юлии Тимошенко…

Семейный бизнес

Дядечко Сергей Владимирович родился 18 ноября 1974 года в Донецке, в семье Владимира Нифонтовича и Тамары Ивановны Дядечко. О его отце никакой доступной информации найти не удалось, зато мама достаточно публичный человек: она учредитель и совладелец доброй дюжины фирм, в том числе ООО «Нико» (ЕГРПОУ 20390397), известной как фармацевтическая компания «Nikopharm». Фирма была создана еще в 1994 году, когда юный Сергей Дядечко был студентом Донецкого политехнического института (факультет вычислительной техники и информатики), и возможно является их первым семейным предприятием.

Кстати, в 2014 году «Нико» объявила о переносе производственных мощностей из захваченной сепаратистами Макеевки в Киевскую область (Бородянский район), однако до запуска нового завода продолжала выпускать препараты в своих макеевских цехах. При этом фирма перечисляла налоги на счета «ДНР», что квалифицируется украинским законодательством как «финансирование терроризма». Однако никаких санкций ни в отношении самой фирмы, ни её владельцев так и не последовало: по информации источников SKELET-info, дело не стали «рыть» дабы не поднимать вопрос, каким образом произведенные в Макеевке лекарства перевозили в Украину через линию фронта. Более того, производство лекарств в Макеевке продолжилось и потом, а тамошние сотрудники «Нико» не скрывали своих антиукраинских взглядов, некоторые из них даже записались в «ополчение».

Распространено мнение, что Тамара Ивановна — это всего лишь добрая мама-пенсионерка, на которую её сын записал часть своего бизнеса. Но это не так, и роль Тамары Дядечко в жизни своего сына сильно недооценивают. Возможно, ей самой выгодно быть как бы «не при делах», поскольку её сынок является фигурантом слишком уже громких скандалов. Однако можете быть уверены, что без помощи своей мамы Сергей Дядечко вряд ли бы стал тем, кем он есть.

Тамара Дядечко в 90-х занималась много чем, но из её легальных фирм того времени известны лишь фармацевтическая «Нико» и занимавшееся металлоломом ООО «Корпорация Дон» (ЕГРПОУ 30898186), которым она владела совместно с Ольгой Кирик и Лидией Чепурко. Последняя – ровесница Тамары Дядечко (возможно они подруги с незапамятных времен) и также владеет многими фирмами, в том числе ООО «Инвестстройсервис» (ЕГРПОУ 32244833), непосредственно участвовавшем в схемах Сергея Дядечко.


Схемы Сергея Дядечко

С чего же они начинались? В 1996-м году благополучно отмазавшийся от службы в армии Сергей Дядечко окончил Донецкий политех и устроился работать в налоговую инспекцию Донецка – что было весьма удобно для семейного бизнеса. В 1999-м он получил еще одно высшее образование (специальность «учет и аудит»), после чего был назначен главным инспектором Управления налоговых расследований областной ГНА. Но уже через год покинул эту перспективную работу, занявшись семейным бизнесом. По его собственным словам, в 2000-2003 г.г. Дядечко занимался металлом, углем и продажами шахтного оборудования. И в этот период сформировалась группа компаньонов, в которую входили мать и сын Дядечко, в 2004 году купившая небольшой донецкий банк «Персональный компьютер» (или «Перкомбанк»). Такое несколько странное название он носил потому, что его первыми учредителями в 1990 году были несколько донецких заводов («Квазар», «Микропроцессор», «Микроприбор»), выпускавшие электронную технику и ЭВМ. Но к 2004-му году банк уже несколько раз поменял разорившихся учредителей и сам был почти проблемным. И вот его купила группа бизнесменов, в которую помимо Сергея Дядечко входили Денис Горбуненко, ставший его председателем правления, Дмитрий Егоренко, известный спортсмен Сергей Бубка и его брат Василий. Кстати, это Сергей Бубка настоял на смене названия банка, заявив, что «народ не понесет деньги в «Сперкомбанк» (так прозвали его в Донецке). И тогда банк переименовали в «Родовид».

Денис Горбуненко

Изначально братья Бубки владели значительной долей акций «Родовида» (под 40%), но в руководстве банка они были лишь «свадебными генералами». А вот ушлая команда менеджеров Дядечко-Горбуненко-Егоренко постаралась провернуть ряд ловких схем по перепродаже акций, в результате которых к 2008 году начала контролировать свыше 80% акций «Родовида» через ООО «РБ Капитал-Груп» (ЕГРПОУ 34414579). У братьев Бубка осталось почти символические 10%, еще 7,5% продали на западных биржах немецкому «Deutsche Bank» и швейцарскому UBS, для придания «Родовиду» солидности и видимости надежности.


Дмитрий Егоренко

Кстати, Сергей Дядечко, Денис Горбуненко и Дмитрий Егоренко владели совместно не только «Родовидом», но и рядом других предприятий. Среди них: компания «Юг-Буд» (ЕГОПОУ 33441685), ООО «Седьмое небо» (34575649), ООО «Укрбизнесресурс» (34705678), ООО «Ард-Финанс» (34189785).

В 2005-2006 г.г. в Украине происходил банковский бум. Банки резко увеличивали свои капиталы всеми возможными способами: за счет вкладов, участием в государственных программах, через выплаты зарплат и пенсий, раздувая стоимость своих акций. Несколько крупнейших банков таким вот образом готовили к продаже иностранцам – для любого украинского банкира это был джек-пот, возможность сорвать куш в сотни миллионов, а то и 1-2 миллиарда долларов. Но были и другие банки, которые готовили к… банкротству. Метод достаточно прост: такой банк раздавал кредиты своим фирмам, нередко проблемным или просто подставным, которые и не планировали их возвращать – так разворовывались и выводились из банка деньги доверчивых вкладчиков и кредиторов. И вот «Родовид» Дядечко и Горбуненко, так же как и «Надра» братьев Сегаль, в 2008 году стал одним из центров такой аферы – обошедшейся вкладчикам и государству в миллиарды гривен.

Паутина «Родовида»

Крах каждого украинского банка – это отдельная и весьма увлекательная детективная история, со своими специфическими схемами, в которой неизменно всплывают какие-то громкие имена. Крах банка «Родовид» известен тем, что за его топ-менеджерами маячила фигура Юрия Иванющенко, который сохранил влияние на банк и после его национализации. Афера «Родовида» была устроена если не под прямым руководством Иванющенко, то уж точно при его участии – и именно она крепко связывает Юру Енакиевского с Сергеем Дядечко. Сам Дядечко, по понятным причинам, теперь всячески это отрицает, однако это просто смешно: с тем же успехом Игорь Коломойский мог бы заявить, что никогда не имел дел с Геннадием Боголюбовым. Однако еще более интересней то, что вместе с Иванющенко за аферой «Родовида» стояли люди из окружения Юлии Тимошенко – и именно это позволило банку выкачать из государства многомиллиардное финансирование.

Юрий Иванющенко

Когда именно произошло тесное знакомство Сергея Дядечко и Юрия Иванющенко? По одной информации, еще когда Дядечко работал в налоговой службе. По другой, когда он занимался углем и шахтным оборудованием – и бизнес Дядечко и Иванющенко пересекся. А Иванющенко, кстати, присматривался к людям и примечал «расторопных парней», делая их своими младшими бизнес-партнерами и помощниками. Так, к примеру, им был «поднят» и возведен в личные бухгалтера и «смотрящие» одессит Иван Аврамов. Точно так же одним из менеджеров Иванющенко называли и Сергея Дядечко: мол, будучи формальным владельцем предприятий и банков, он осуществлял через них схемы, по которым значительная часть прибыли через подставные фирмы и лица уходила Иванющенко. То есть крах «Родовида», его последующее использование в финансовых аферах, а также деятельность банка «Союз» — всё это работало на Юру Еникиевского.

По еще одной информации SKELET-info, Сергея Дядечко и Юрия Иванющенко свела вместе вышеупомянутая Лидия Чепурко. Помимо «Корпорации Дон», она связана с семьей Дядечко фирмами «Иониа» (ЕГРПОУ 41735963) и садоводческий товариществом «Тропинка» (35040335). А её фирмы «Инвестстройсервис» и «Спецпромсервис» (ЕГРПОУ 30277707) были частью схем банка «Родовид». Кроме того, через фирму «Фармадон» и ПАТ «Украинские промышленные инвестиции» Чепурко была связана с Геннадием Пискуном – одним из участников афер и ключевым свидетелем по делу «Родовида», выбросившегося из окна (сам ли?) в октябре 2011 года. А через Пискуна она выходила на Жигана Такташева и Антона Пригодского, двух очень влиятельных людей из числа «донецких».

Но это всё присказка. А вот реальные махинации в «Родовиде» начались с 2007 года, после того как Сергей Дядечко учредил еще один банк «Союз», став его единоличным владельцем и руководителем. Позже СМИ неоднократно писали, что «Союз» использовался в схемах вывода денег из «Родовида». Кстати, даже уставной капитал и главный офис «Союза» (Киев, Суворова 4) был получен в результате мошеннической схемы с участием ООО «Сан-Ремо». Также, по свидетельству работников «Союза», первая мебель и офисное оборудование к ним привезли из «Родовида»: на столах и компьютерах стояли клейма и инвентарные номера «Родовид-банка».

Итак, афера началась с кредитования проблемных фирм, связанных с топ-менеджерами «Родовида». Во главе этой схемы часто ставят фирму «Ламитек-Укризолит» (ЕГРПОУ 33710647), основным владельцем которой был «Инвестстройсервис» Лидии Чепурко. В 2007-м «тетя Лида» назначила Сергей Владимировича главой наблюдательного совета «Ламитек-Укризолит». В свою очередь, Дядечко устроил на пост замначальника отдела стратегического инвестирования «Родовид-банка» Евгения Кубиса — который был директором «Инвестстройсервиса».

Среди других участников схемы выделяли ЗАО «Финансово-промышленный альянс». Его директор Вадим Макаров руководил «Интертрансконсалтингом» и ПАО «Экспо нефть продукт» — а вот совладельцем последнего был Корпоративный инвестиционный фонд «Инновационные стратегии», известный как одна из структур Юрия Иванющенко. Ну а среди акционеров самого фонда можно было найти компании, принадлежащие Ивану Аврамову – верному помощнику Иванющенко. В свою очередь, с фондом было связано ЗАО «Промкомбинат» — чьими акционером было ПАО «Спецпромсервис», возглавляемое Геннадием Пискуном, и фирма «Embrol Ukraine Ltd», принадлежавшая Жигану Такташеву и возглавляемая Антоном Пригордским. Вот такая хитросплетенная паутина образовалась вокруг банка «Родовид»!

На 1 октября 2008 года активы «Родовид-банка составляли 12,093 миллиарда гривен – более двух миллиардов долларов по тогдашнему курсу, это был один из крупнейших банков Украины. Львиной долей активов были вклады, счета предприятий и прочие обязательства: 10,852 миллиарда гривен, плюс собственный капитал в 1,304 миллиарда. Казалось, что даже на фоне начавшегося кризиса «Родовид» непоколебим и его клиенты могут быть спокойны. Но неожиданно руководство «Родовида» (Горбуненко, Дядечко) начало фактически уничтожать свой банк: отделения закрывали, сотрудников увольняли, перестали выплачивать дивиденды и выдавать вклады. Запаниковавшие украинцы тогда еще не понимали, что перед ними разыгрывается первая часть типичной банковской аферы: воровство денег клиентов под предлогом кризиса.

Вторая часть афера началась уже в первые дни 2009 года, когда «Родовид» выпросил себе первое рефинансирование от Нацбанка. К лету НБУ влил в «Родовид» уже более 2,5 миллиардов гривен, и это было только начало. Общая сумма средств, влитых государством в этот банк в течение нескольких лет, оценивается в 22,6 миллиардов гривен!

Сергей Варис, для SKELET-info

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Компромат | Досье | Скандалы