СК Олимпийский Года Нисанова и Зараха Илиева глазами зрителей и ушами профессионалов



СК Олимпийский Года Нисанова и Зараха Илиева глазами зрителей и ушами профессионалов

Честная экскурсия «Версии» по СК «Олимпийский». Почему многим зрителям кажется, что они переплачивают за зрелище на центральном столичном стадионе. Где экс-владелец Муса Бажаев не сдержал обещания. И какие обещания раздают новые владельцы спорткомплекса Год Нисанов и Зарах Илиев.

Звезды мирового уровня, приезжая в Россию, не могут обойти стороной Москву. Толпы фанатов, километровые очереди, запредельно дорогие билеты, но все равно SOLD OUT и забитый до отказа стадион. Главная концертная площадка столицы СК «Олимпийский» принимает 35 тысяч человек. Билет в среднем стоит от 2500 до 10000 рублей (есть категории, где цена доходит до 25000 руб.). Комплекс получает миллиардные доходы, но с чем остается зритель? В декабре 2017 года «Олимпийский» продали компании «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева.

В этой статье мы разберем внутреннее устройство площадки с позиции посетителей, а также работников комплекса, раскрыв имеющиеся, по нашему мнению, достоинства и недостатки главной сцены столицы.

Первое впечатление. Антураж и гардеробы

Приходя на концерт в «Олимпийский», нельзя сказать, что можешь хоть чуть-чуть проникнуться атмосферой концертной жизни. Внутри он напоминает большой советский ДК, где вас встречают коричневые стены с облупившейся плиткой, пропахшие кошками линолеумные коридоры, злые охранники и полное отсутствие адекватной навигации по площадке.

На входе охранники не станут слишком тщательно вас досматривать и отнимать воду, еду, запечатанные пакеты и все, что не звенит на рамках, но обязательно будут ругаться, если вы позволите себе задавать лишние вопросы о том, где располагается тот или иной сектор, где оплатить парковку, и куда вообще дальше идти. Но если вы счастливый обладатель VIP-билета – у вас свой отдельный вход с евроремонтом и растениями в горшках, а охранники будут относиться более учтиво.

Чтобы сдать одежду, обычному посетителю, скорее всего, придется отстоять большую очередь. А вот попытка сдать рюкзак или сумку, чтобы не мешалась на танцполе, вероятно, не увенчается успехом, ведь в «Олимпийском» нет камер хранения. Совсем. Иногда можно уговорить гардеробщика оставить рюкзак под стойкой за символические 100 рублей, и он по доброте душевной согласится, но в итоге для него же это может обернуться большим штрафом и занесением в черный список. Наверное администрации СК стоит обратить внимание на данную проблему, ведь на многих более-менее уважающих себя площадках есть отсеки для хранения или возможность сдать сумку в гардероб.

Хоть «Олимпийский» и не принимает на хранение ваши рюкзаки, он может предложить бинокль за 350 рублей, чтобы потом иметь возможность забрать одежду без очереди. Также, конечно, он понадобится, чтобы смотреть выступление любимой группы, если вы сидите на самых верхних рядах.

Фудкорт и места уединения

Главное место, где можно купить себе еду, располагается на первом этаже. Там и хот-доги, и шаурма, и чипсы, и напитки. Можно, в принципе, найти провиант на любой вкус. Хотя сразу стоит сказать, что еда там весьма сомнительного качества и своих денег не стоит, поэтому лучше приносить что-то с собой, это не запрещено.

Уборные располагаются на нижнем этаже, рядом с гардеробами, а также на самых верхних этажах. Сами туалеты больше похожи на вокзальные – обшарпанные, без адекватных замков, про отсутствие бумаги и разведенное водой мыло, а также «удивительные» запахи можно даже не уточнять. Ввиду отсутствия места для курения, посетители выбирают именно туалетные кабинки для того, чтобы сделать перекур, поэтому для остальных гостей этот фактор создает огромный дискомфорт.

Возвращаясь к фудкорту: помимо основного, на каждом этаже располагаются стойки-островки, больше напоминающие сомнительные кафе из 90-х.

Расположение киосков в узких коридорах и их обилие на центральном этаже кажется совершенно непродуманным. Такая проблема существует не только на мероприятиях 16+, но и на детских концертах. Анализом движения потоков посетителей и их управлением даже не пахнет. Продавцов не всегда хватает, либо те нерасторопны, что приводит к столпотворению посетителей у лавочек, блокировке проходов и усилению толкотни. Создается ощущение базарной площади, а не организованного мероприятия. Также на каждой точке продается горячая еда без упаковки и напитки в открытых стаканах, с которыми категорически не пускают на трибуны – «Доедайте здесь, потом заходите». Но об этом, конечно же, не предупреждают, когда продают человеку 4-7 порций на всю компанию, а он потом вынужден вызванивать друзей и объяснять, что свое угощение можно употребить лишь вне зала. Таблички «Проход на трибуны с напитками в бутылках и банках запрещен» уже не имеют силы, у контролеров свои инструкции, которые они вынуждены доносить до посетителей лично: Нельзя проносить открытую еду и напитки в стаканах, а также стеклянные бутылки. Контролерам приходится постоянно доносить эту информацию, получая негатив от возмущенных посетителей.

Поиск котёнка, сектора и своего места

Мы уже упоминали об отсутствии адекватной навигации, но стоит рассказать об этом подробнее. Площадь СК внушительна, а внутренняя планировка не поддается никакой логике, при этом в помощь посетителям нет ни схемы, ни указателей, ни даже пояснительных обозначений. Есть таблички рядом с дверями секторов, но это мало чем помогает, поскольку разобраться, где именно ваш сектор, будет сложно, часто они сдвоенные (один вход на два сектора) или один большой сектор, попадать на который нужно через разные двери (на разных этажах), в зависимости от нумерации ряда. В такой ситуации на помощь могут прийти контролеры – это ребята в синих жилетках, которых можно встретить на каждом этаже. У них и только у них есть схема «Олимпийского» с обозначениями этажей и главных мест (поста полиции, гардероба, туалетов и мед.пункта). Но даже спрашивая дорогу у них, нельзя быть уверенным, что точно доберетесь до места: сотрудники либо заняты пропускным контролем на свой сектор, либо могут запутаться, как именно вам нужно будет пройти, либо объяснят не совсем понятно. Увы, потерявшихся людей в СК не счесть, и к контролерам постоянно выстраивается очередь даже не из тех, у кого есть билет на их трибуну, а из тех, кто свою найти и вовсе не может. Это затрудняет работу, создает помехи для движения потока людей, да и банально портит настроение и посетителям, и сотрудникам. Но почему администрация не может наклеить такие же схемы, какие они раздают контролерам, на стены внутри комплекса, до сих пор остается загадкой.

Если же вам все-таки удалось найти свой сектор, то лучше заходите в зал еще до начала концерта, потому что когда начнется все действо, и выключится основное освещение, свое место вы будете искать столь же долго, сколько и вход на саму трибуну. И вот почему: мало того, что поиск нужной двери сектора – это целый квест, так они еще и не имеют внутренних обозначений (в случае со сдвоенными секторами). Нумерация рядов написана темной краской на стенах и ограждениях, а иногда и маркером, сбоку, на пластиковых креплениях крайних сидений. Сами же места имеют нумерацию в виде вставок на сиденьях, и опять же в темноте, или если кто-то занял ваше место – опознать будет практически невозможно. Про подсветку для удобства посетителей можно и вовсе промолчать, так как ее нет.

«Кресла» комплекса – это нонсенс для концертных мероприятий в 21 веке. Маленькие пластиковые сидушки очень неудобны – они ровные как табурет, без наклона. От пластика потеет спина и пятая точка. Если бы это был уличный стадион – еще понятно. Но обидно сидеть на неудобном пластике, заплатив за вход несколько тысяч. Кстати, из-за пустых пластиковых сидений страдает акустика. В отличие от велюровых кресел, они не поглощают, а отражают звук. Таким образом, в зале усиливается знаменитый эффект гудящей «консервной банки», но о звуке расскажем подробнее ниже.

Проносить еду и открытые напитки на трибуны нельзя, но можно погладить котенка, если вдруг встретите его. В СК живут порядка 9 кошек, которые вольно разгуливают по всей территории площадки. Для них даже кормушки в коридорах стоят, а уборщицы прогоняют их только если пушистые друзья мешают мыть полы. К слову, перед каждым мероприятием контролеры проверяют трибуны на наличие кошачьих «подарков» и иного мусора. Иногда проверяют не слишком тщательно (т.к. платят им всего 100 рублей в час, и они не видят смысла напрягаться), поэтому внимательней смотрите под ноги, чтобы не запнуться о торчащий ковролин, не споткнуться о пластиковую бутылку или не влезть во что-то ещё более «приятное».

Шоу и звук. То, ради чего все приходят

Если же вы все-таки смогли пройти все эти невообразимые препятствия с поиском нужного сектора, выяснением возможности проноса с собою хот-дога, и нашли свое законное место, приготовьтесь насладиться замечательным зрелищем и самым крутым звуком! Ан нет. Зрелище может и будет действительно крутым, но разглядеть вы его сможете лишь тремя способами:

1) в тот бинокль, что вам предлагали в гардеробе;

2) через увеличение на камере мобильного телефона;

3) или если повезет – через экраны трансляции, но если их не будет, то совсем беда (пример концерта Bring Me The Horizon на фото).

Это, конечно, бич больших площадок, и «Олимпийский» не исключение – размеры арены: 126 метров в длину и 90 метров в ширину. Даже со средних рядов разглядеть сцену затруднительно, не говоря уже о самых верхних трибунах. Со звуком также могут возникнуть проблемы.

Сильнейшие коллективы часто привозят свой звук в огромных фургонах, а некоторые иногда вынуждены пользоваться тем, что есть, но и в том, и в другом случае – результат плачевен. Ревы гитар превращаются в смешанный шум, голоса часто рассинхронизируются или идут большим эхом, а ударные наоборот могут звучать плоско и невнятно. Но неужели это все можно списать на недоработки чека или некомпетентность звукорежиссера? Саундчек часто начинается за 4-5 часов до мероприятия, а то и за все 8. А звукарей музыканты любят возить своих, которые точно знают, как нужно строить тот или иной момент. Так что можно сделать простой вывод: дело, скорее всего, именно в площадке. Среди технических специалистов часто можно услышать сравнение «Олимпийского» с консервной банкой. Обилие плоских металлических и иных поверхностей (в том числе и пластиковых сидений, о которых мы говорили выше) отражает звук так сильно, что вытянуть его не удается. И таких отзывов валом не только от работников сцены, но и от главных людей – зрителей. Конечно же, верить данным отзывам или нет, каждый должен решить сам, но нас они заставили задуматься.

Вот, например, выдержки из отзывов на iReccommend:

Отзывы с tripadvisor:

А вот администрации будто просто плевать на качественное звучание. Они давно бы могли снять или заменить мешающиеся конструкции, вытянуть звук за счет звуковых зеркал и звукопоглощающих экранов, чтобы убрать избыточное отражение и сконцентрировать его в нужных местах. Но они этого не делают. Кому-то кажется что без этих затрат можно обойтись, а зритель и так будет рад тому, что увидел воочию своего кумира и услышал его. Пусть и увидел лишь мелькающую точку на сцене, а услышал дребезжание, где-то отдаленно напоминающее любимые хиты, но зато есть билетик-подтверждение, что все-таки там был.

За «Олимпийский» ответственен Год Нисанов и Зарах Илиев?

Напомним, что в 2014 году, на тот момент новый владелец СК Олимпийский Дмитрий Шумков (СК «Олимпийский» был приобретен подконтрольным ему ЗАО “Нефтегазпрод”), заявлял, что намерен развивать комплекс по аналогии со спортивной ареной Madisson Square Garden в Нью-Йорке. В частности, он собирался сократить долю концертов в СК, а также закрыть розничную торговлю на территории комплекса. “Необходимо развивать спортивную составляющую, добавляя туда секции по футболу, баскетболу и другим играм”, – говорил он в интервью ТАСС в 2014 году. Реконструкция комплекса была назначена на осень 2014 года. Общий размер инвестиций в проект бизнесмен тогда оценил в 5 млрд рублей.

В разговоре с журналистами Дмитрий Шумков упомянул, что его другом и партнером по бизнесу является Муса Бажаев, с которым они занимались московской недвижимостью. В июле 2015 года они решили поделить бизнес, разделив подконтрольные им здания. Именно тогда права на владение «Олимпийским» отошли Бажаеву. Он, в свою очередь, назначил гендиректором СК «Олимпийский» – партнера и девелопера Артема Дюмина, младшего брата Алексея Дюмина (ныне губернатора Тульской области).

То есть все, что происходило (и не происходило) на площадке до декабря – делалось (и не делалось), по всей видимости, по воле экс-владельца Мусы Бажаева, обладателя 157-го места в Forbes, и гендиректора Артема Дюмина, элитного застройщика и бизнесмена.

И какие бы тогда у покойного ныне Шумкова и Бажаева ни были красочные планы насчет реконструкции главной сцены страны – точно можно сказать, что на данный момент в СК проходит все так же много концертов. А «реконструкция», похоже, ограничилась лишь навесными потолками «как в школе» и косметическим ремонтом в VIP-зоне. Ни адекватных пандусов (пока они технические, в большинстве своем), ни нормальных санузлов для общего пользования, ни хорошего звука. Зато розничная торговля в комплексе все еще продолжается и приносит хороший доход с аренды.

В декабре прошлого года «Олимпийский» опять сменил владельца: «Альянс» Мусы Бажаева продал комплекс «Киевской площади», которая принадлежит Году Нисанову и Зараху Илиеву. Новые хозяева опять сулят вложить в реконструкцию объекта 300-400 миллионов долларов. Комплекс будет закрыт в 2019 году и вновь откроется в 2021-м. Реконструкцией будет заниматься польская компания APA Wojciechowski. В частности, планируется оптимизировать внутреннее пространство объекта, что позволит увеличить его площадь до 300 тысяч квадратных метров.

Шумков обещал провести реконструкцию, но так этого и не сделал, затем Бажаев тянул время и в итоге перепродал как есть, лишь “подоив” объект вместе с Дюминым. “Версия” продолжит внимательно следить за судьбой СК и руками Инсанова и Илиева.

Что чувствует зритель. Общее впечатление от посещения

Общее заключение о посещении главной площадки столицы может скорее расстроить, нежели вдохновить:

– большинство конструкций стоят с момента постройки- базарная атмосфера в гардеробах и на фудкорте- туалеты, из-за которых лучше дотерпеть до ближайшего Макдоналдса- ужасный запах по всему зданию СК.

Сложилось впечатление, что вся уборка комплекса производится исключительно поверхностно, для вида – контролеры прибираются на секторах, забирая лишь габаритный мусор, а уборщицы моют коридоры просто водой и только развозят грязь и шерсть от кошек по полу (у некоторых посетителей, например, начинается жуткая аллергия из-за этого). Обозначения секторов и внутреннее оснащение зала не менялось, кажется, с года постройки. Вход на некоторые сектора, например, в танц-партер, сопровождается огромной давкой и дозированным прохождением по «железному коридору» из металлических ограждений, заранее сцепленных скотчем (это к тому, что нет адекватного входа на сектор, что тоже минус планировки и организации). Звук в зале рассеивается эхом или наоборот делается плоским, будто из старой магнитолы. На разных секторах слышно по-разному, а такого быть все же не должно. Хорошо если делают большие экраны по бокам сцены и транслируют туда то, что происходит, иначе вы будете вынуждены наблюдать за копошащимися вдалеке точками (только если вы, конечно, не взяли бинокль). А после завершения концерта вы будете ждать ещё полчаса, пока вас выпустят с сектора. Ведь сначала выходят VIP, затем танц-партер, и только потом все остальные сектора. И осторожней при выходе, тяжелые двери никак не закрепляются, а девочки-контролеры совершенно не в силах их держать. Учитывая все это, крайне обидно, покупая билет за несколько тысяч рублей, получать взамен сервис и концерт такого невысокого качества, и уходить из «Олимпийского» со звоном в ушах и болью в спине от неудобных сидений.

В целом, складывается впечатление, что технический прогресс как-то обошел СК стороной, оставив его прозябать в своем светлом 1980-ом со страшными гардеробными вешалками, коричневой плиткой и эховым звуком. Безусловно, можно сослаться на то, что это вообще-то стадион, а не концертный зал (как было с ЦСКА-ареной на Park Live 2017). Но ведь СК сейчас используется именно для концертов и шоу-мероприятий, являясь главной площадкой, способной вместить такое количество посетителей. При таком удачном расположении он мог бы каждый день быть полон. Но все больше артистов выбирают тот же неидеальный замкадный Крокус из-за качества площадки. Там лучше звук, сервис, парковка, и, несмотря на удаленность и вечные пробки в районе Строгино, организаторы концертов предпочитают новую площадку «Олимпийскому».

В этот концертный зал просто стыдно привозить такие коллективы, как Metallica, KISS, Black Sabbath, Muse, Led Zeppelin, Slipknot, Placebo, Imagine Dragons и многие-многие другие. В такой зал стыдно приглашать зрителей, а ведь люди часто приезжают из других городов и проходят круги ада, чтобы заполучить билет на долгожданное мероприятие. Такой зал стыдно называть главной концертной площадкой столицы. Но владельцы, похоже, продолжают движение в том же направлении, надеясь, что этот бастион олимпиадных пережитков будет держаться еще долго, и им не придется вкладывать в него ни копейки, лишь периодически замазывая краской места отвалившейся плитки.

Компромат | Досье | Скандалы