Не ради искусства. Часть вторая



Не ради искусства. Часть вторая

Уже почти четверть века известный скульптор Зураб Церетели управляет Российской академией художеств (РАХ), государственной структурой с большим финансированием из бюджета.

Правда, достижения у РАХ сомнительные — она способствовала художественной карьере экс-чиновницы Евгении Васильевой. Зато в зарабатывании денег руководство Академии преуспело — благодаря дружбе с властями семья Церетели получила недвижимости на миллиарды рублей, налоговые преференции и долю в бизнесе.

Ева

В апреле в историческом здании Музея Академии художеств при РАХ в Санкт-Петербурге открылась выставка художницы под творческим псевдонимом EVA. В 33 залах среди слепков античных статуй оказались красочные полотна, цифровые фотоколлажи и бронзовые скульптуры современного автора. Свой проект «Весна» EVA посвятила «искусству как необходимости развития моральных ценностей и обеспечению прав и свобод человека». EVA — это Евгения Васильева, бывшая чиновница, осужденная за мошенничество с использованием служебного положения.

Открытие выставки в Музее Академии художеств при РАХ

Выставка понравилась не всем. Студенты и преподаватели Санкт-Петербургской Академии художеств им. Ильи Репина вышли на митинг протеста:

«Им (работам Васильевой) не место в нашей академии. Человек „приобрел“ себе звание почетного члена Академии художеств, которого добиваются только люди, прошедшие через долгие годы труда», — сказала одна из митингующих редакции. 

Ректор Академии Семен Михайловский в разговоре с редакцией не скрывал горечи: мероприятие объясняется «обстоятельствами, вероятно, непреодолимыми, ведь репутационно это большая потеря для всех», оправдывался он. Как пояснил директор Музея Академии художеств Алексей Мудров, выставка организована «по договору», и музей получил «небольшие» денежные средства «в рамках прейскуранта об оказании платных услуг». В пресс-службе музея добавили, что договор о проведении выставки заключен непосредственно с художницей. Редакция направила запрос Евгении Васильевой.

Васильева, до 2012 года занимавшая пост руководителя департамента имущественных отношений, начала писать картины после того, как оказалась под домашним арестом из-за громкого уголовного дела о хищениях в военном ведомстве. Ее и сотрудников госпредприятия «Оборонсервис»  — подконтрольное ОАО, где были собраны непрофильные активы министерства — обвиняли в продаже государственной недвижимости по заниженным ценам, что , по данным следствия, нанесло бюджету ущерб в размере более 3 млрд руб.

Евгения Васильева и портрет Анатолия Сердюкова

 

Истинной причиной того уголовного дела, возможно, была не только коррупция, но и опала начальника Васильевой — министра обороны Анатолия Сердюкова, с которым будущую художницу связывали близкие отношения. В ходе военной реформы Сердюков снискал много врагов — и среди высших офицеров, и среди производителей вооружения , об этом писала Financial Times. К тому же связь с Васильевой привела к проблемам в отношениях Сердюкова с супругой Юлией Похлебениной — дочерью друга Владимира Путина, экс-премьер-министра Виктора Зубкова. Как писал журнал «Коммерсантъ Деньги» со ссылкой на источники, Юлия Похлебенина в мае 2012 года подавала на развод с Анатолием Сердюковым. Связь бывшего министра обороны со своей подчиненной Васильевой, как указывает издание, «в узких кругах не являлась секретом».

Исход той уголовной истории лишь подтверждает версию, что дело, вероятно, было не только в коррупции. Сердюкова уволили.

Поначалу ему вменяли халатность при строительстве базы отдыха «Житное» в Астраханской области — этот бывший государственный санаторий стал элитной дачей, принадлежащей родственнику Сердюкова, Валерию Пузикову. Министр обороны регулярно бывал в «Житном», а в августе 2011 года на базе гостили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Как писал «Ъ», из материалов дела следовало, что по распоряжению Сердюкова инженерный батальон прокладывал асфальтированную дорогу к «Житному» длиной 8 км из ближайшего села, а озеленением территории занимался взвод технического персонала из полка дальней авиации.

Эпизод был исключен из базового уголовного дела о хищениях в военном ведомстве после того, как Пузиков передал базу стоимостью 150 млн руб., но наказания он не понес, потому что почти сразу же был амнистирован по случаю 20-летия Конституции «как участник боевых действий» , амнистия к Сердюкову была применена на основании того, что он участвовал в защите Отечества во время войны в 2008 году в Южной Осетии. Васильеву приговорили к пяти годам колонии , суд учел два с половиной года домашнего ареста, таким образом бывшей чиновнице оставалось быть в заключении еще два с половиной года, но пробыла она там всего 34 дня, после чего экс-чиновницу освободили условно-досрочно. Даже ее благосостоянию не был нанесен серьезный удар: ущерб за время следствия снизили почти в пять раз , его погасил отец Васильевой. Николай Васильев — совладелец компаний, изготавливающих и поставляющих оптоволоконные кабели и пластмассовые трубы. Вся роскошная недвижимость бывшей чиновницы в Москве и Санкт-Петербурге осталась при ней.

Чем владеет Васильева

Молочный переулок в Москве

Евгении Васильевой принадлежат квартира в Молочном переулке в Москве рыночной стоимостью 365,2 млн руб. и гараж в том же доме; квартира в элитном жилом комплексе в Санкт-Петербурге с видом на Неву и Смольный собор стоимостью 55 млн руб., а также земельный участок в Ленинградской области и нежилое помещение на Арбате у памятника Булату Окуджаве, которое сдается в аренду.

Первые работы Васильевой — портреты Сердюкова, Алексея Навального, Дмитрия Медведева, Барака Обамы — были написаны во время домашнего ареста в роскошных апартаментах на «золотой миле», в районе на Остоженке с самой дорогой в столице недвижимостью. Героиня ее картины «Жертва» — женщина со связанными руками с красными крыльями за спиной, а в «Автопортрете» в кровоточащее плечо Васильевой гвоздями вбиты погоны. «Эти испытания дали мне неожиданный толчок. Если бы не это, разве я бы взялась за кисть? Для меня это спасение, уход от действительности», — говорила она в интервью Tatler.

Алексей Навальный

Дмитрий Медведев

Барак Обама

«Жертва»

Авторпортрет

Иисус Христос

Владимир Ленин

«Блондинка в шоколаде»

После выхода на свободу Васильева-EVA стремительно развивала художественную карьеру. Она окончила магистратуру факультета искусств МГУ, Британскую высшую школу дизайна, а в 2021 году завершает обучение в аспирантуре МГУ и в британском Открытым колледже искусств. Все художественное образование Васильевой — платное. По подсчетам Проекта, затраты бывшей чиновницы на обучение могли составить 3,8 млн руб. или $52,5 тыс. В последнем докарантинном году — 2019 — ее работы были представлены на 22 групповых выставках, включая биеннале в Лондоне и Флоренции, а также арт-ярмарку в Майами. Организаторы всех этих выставок предлагают участвовать в показах за деньги , следует из условий участия в выставках, представленных на сайте. Например, для демонстрации на Флорентийской биеннале Васильева арендовала метр выставочного пространства. Знакомый с прейскурантом собеседник редакции среди организаторов выставки оценил стоимость такой аренды в €1342.
Васильева увлечена не только живописью: пребывая под домашним арестом, она пишет стихи и поет. В октябре 2014 года она выпустила клип на песню «Тапочки», посвятив ее «тапкам Сердюкова». Представляя песню, Васильева написала, что теперь бывший министр обороны «просто обязан на ней жениться».

В России Васильева выставлялась в Государственном музее Востока, Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, участвовала в групповых выставках на Винзаводе и в ЦДХ. Персональная экспозиция работ бывшей чиновницы прошла и в Московском музее современного искусства (ММСИ), которым управляет вице-президент РАХ, внук Зураба Церетели — Василий Церетели.

Он заявил редакции, что не получал денег от бывшей чиновницы.

«Выставку Васильевой мы планировали где-то год. Мною было выделено два куратора, и они работали с художницей напрямую для изучения ее творчества. Была создана экспозиция, рассказывающая о ее творчестве. <…> Ни копейки ни музей, ни я не получили. У меня самое дорогое, что есть — это репутация. Мне важно было показать ее творчество», — рассказал редакции Церетели.

Но после выставки в ММСИ Васильева стала еще и почетным академиком РАХ. Ее кандидатуру также выдвинул Церетели-младший, а президиум Академии , как он рассказал редакции, одобрил решение по Zoom.

«Она хороший художник, это мое мнение. Помимо того, что Васильева поддерживает благотворительность, она является художником с международной карьерой», — утверждает Церетели.

РАХ важно привлекать в свои ряды влиятельных и богатых людей. Среди других почетных академиков — президент Владимир Путин, экс-генпрокурор, полномочный представитель президента на Северном Кавказе Юрий Чайка, президент Курчатовского института и друг президента Михаил Ковальчук. Согласно уставу РАХ, почетными членами Академии могут быть избраны выдающиеся деятели культуры и искусства, а также «лица, которые своей активной просветительской, общественной, благотворительной и спонсорской деятельностью вносят значительный вклад в развитие Академии и российской культуры в целом».

Российская академия художеств — правопреемница Академии художеств СССР. История АХ в свою очередь восходит к 1757 году, когда была учреждена Академия трех знатнейших искусств. Императорская Академия художеств просуществовала до упразднения в 1918 году. Согласно уставу РАХ, основная ее цель — «всемерное содействие развитию науки, творчества и образования в сфере искусства» в России. В 1997 году президентом академии избрали скульптора-монументалиста Зураба Церетели. Он получил в управление значительную собственность: общая площадь принадлежащей РАХ недвижимости — свыше 24 тыс. кв. м в Москве, более 22 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге, а также учреждения Красноярске. Финансируется академия за счет федерального бюджета — за 2017-2020 гг. РАХ получила 2,3 млрд руб. субсидий , следует из данных проекта Счетной палаты «Госрасходы».

Разносторонний скульптор

Первым проектом Церетели стал курортный комплекс в Пицунде. На работы обратил внимание главный архитектор Москвы Михаил Посохин. В середине 70-х грузинский скульптор уже украшает интерьеры посольств и консульств СССР в Бразилии, Португалии и Японии, а к концу десятилетия завершает работу над представительством СССР при ООН. Для Владимира Высоцкого и Марины Влади Церетели организует празднование свадьбы у него дома в Тбилиси. Фото: Автобусная остановка «Птицефабрика» в Пицунде, Erik79/Wikimapia

Церетели стал главным художником Олимпиады-80 в Москве. В 1983 году в центре столицы возведен монумент «Дружба навеки», посвященный вхождению Грузии в состав России. Для лондонского Сити Церетели создал монумент «Разбейте стену недоверия», а для здания ООН в Нью-Йорке — монумент «Победа добра над злом». При этом США отказались от памятника Христофора Колумбу «Рождение Нового Света». Фото: монумент в Лондоне, Wikipedia.

Имя Церетели упоминалось в связи с уголовным делом по факту контрабанды металлов из России: материалы для 126-метровой статуи Колумба по просьбе мэра Москвы Юрия Лужкова были освобождены от таможенных сборов. С комбината «Уралэлектромедь» было вывезено 85 тыс. тонн меди, что составляло 10% годового медного экспорта России. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, но корыстного интереса Церетели следствие не обнаружило. Фото: Памятник Колумбу в Порто Рико, Pam Broviak/Flickr.

Дружба Церетели с семьей Посохиных и мэром Москвы Юрием Лужковым сделали Церетели главным скульптором Москвы. Церетели завершил строительство Мемориального комплекса на Поклонной горе, работал над воссозданием Храма Христа Спасителя. Грузинский скульптор стал автором нового облика Манежной площади, именно он украсил фонтаны скульптурами героев русских сказок, а дно Неглинки мозаикой. Фото: Правительство Москвы.

 Грандиозные проекты Церетели вызывали критику и возмущения горожан. Самым громким нападкам подвергся памятник 300-летию российского флота: гигантский бронзовый Петр I был установлен на искусственном острове в Москве-реке, что обошлось бюджету в сумму около $16 млн. Фото: Ludvig14/wikivoyage.org.

В дань памяти жертвам терактов 11 сентября 2001 г. Россия передала США 30-метровую скульптуру Церетели «Слеза скорби», но мэрия Джерси-сити его отвергла. В итоге «Слеза скорби» была торжественно установлена в Байонне, штат Нью-Джерси. Церетели заявлял о намерении установить 100-метровую фигуру Иисуса Христа на Соловках в память о жертвах политических репрессий, но руководство Соловецкого музея-заповедника отказалось принять монумент. Фото: Corey Seeman/Flickr.

Грузинский скульптор создал множество памятников знаменитым историческим фигурам и политикам, включая Рюрика, Иосифа Сталина, Михаила Горбачева. Церетели создал и скульптуру президента Путина в кимоно, которая находится в Галерее искусств скульптора на Пречистенке.

Покровитель

— Тот факт, что никто не вышел из РАХ в знак протеста (против признания Васильевой почетным академиком), говорит о том, насколько вообще все в российском художественном мире пронизано коррупционными связями, — считает искусствовед и куратор выставок Сергей Попов.

Расходы Васильевой на построение художественной карьеры, помимо образования, складываются из оплаты участия и организации выставок, а также издания каталогов: все это, по оценке редакции, обошлось ей как минимум в $150 тыс. (около 11 млн руб.
по текущему курсу). Видимая часть расходов Васильевой на искусство состоит из затрат на художественные материалы, аренду помещений, логистические расходы и публикацию выставочных каталогов. Васильева опубликовала более 20 каталогов, стоимость производства которых оценивается в $3-6 тыс. каждый.

«Честно говоря, никто не может себе позволить такое количество каталогов сейчас в России. Это требует значительных средств. У нее это напоминает какое-то безумие», — добавляет Попов.

Каталоги художницы Евгении Васильевой

Это посильная сумма для экс-чиновницы. Васильевой принадлежат восемь компаний с годовой прибылью в 27 млн рублей  — это прибыль по итогам 2020 г. за счет единственного успешного ООО «Результат». Васильева также связана с компанией «СитиИнжиниринг», владевшей так называемой «дачей Сердюкова» близ поселка Пересыпь на Азовском море. Сделку о приватизации объекта готовила Васильева во время работы. Все восемь компаний бывшей чиновницы арендуют офис в доме 17 на Пречистенской набережной, которым владеет ООО «СитиИнжиниринг».

Сердюков тоже при новой карьере. Путин даже фактически реабилитировал бывшего министра обороны:

«Ни следствие, ни суд, тем более, никаких претензий лично к Сердюкову не предъявляли. Если он куда-то захочет трудоустроиться и его будут брать, не считаю, что мы должны препятствовать. Человек имеет право работать. У нас же не 37-й год» , — сказал президент в ноябре 2012 года.

С 2015 года бывший министр обороны работает директором авиационного комплекса «Ростеха» и входит в правление госкорпорации.

В своей декларации Сердюков продолжает указывать супругу Похлебенину, при этом он владеет роскошной недвижимостью в одном доме с художницей EVA. Экс-министру, Васильевой и их родственникам принадлежат сразу шесть из семи квартир (общей стоимостью 2,24 млрд руб.) в доме в Молочном переулке. С владельцами единственной «чужой» квартиры у Сердюкова, председателя ТСЖ дома на Молочном, вялотекущий конфликт.

Обычно художественные успехи Васильевой связывают именно с влиянием Сердюкова  — такое предположение в разговоре с «Проектом» сделали источник на художественном рынке и бывший федеральный чиновник. Однако ее покровителем мог быть и другой важный человек — Владимир Ресин, предположил один из собеседников редакции. Сейчас он — депутат Госдумы, но в течение многих лет Ресин занимал пост вице-мэра Москвы. И Васильева еще до прихода в военное ведомство была его советником. Параллельно она возглавляла петербургский филиал девелоперской компании «СУ-155». В структурах правительства Москвы тогда же работала и Юлия Вербицкая, ныне адвокат, председатель фонда «Русские меценаты», ставшая куратором выставки Васильевой в Государственном музее Востока.

Ресин — еще один почетный академик РАХ и тоже давний знакомый Церетели, который мог оказаться ему очень полезен. По крайней мере, Ресин долгие годы ведал распределением столичной недвижимости  — Ресин занимал должность первого заместителя мэра Москвы и руководил столичным стройкомплексом. А Церетели и его семья оказались собственниками огромного количества столичных земель и зданий.

Грузинское застолье

«Все активы Церетели — это следствие красивых застолий», — вспоминает бывший префект Северного округа Москвы Олег Митволь.

Скульптор любил принимать высокопоставленных гостей — депутатов, губернаторов, епископов и чиновников — в особняке XIX века на Большой Грузинской , в советские годы в исторических строениях по адресу Большая Грузинская, дом 15 и дом 17 находилось посольство ФРГ. Сейчас там расположен музей-мастерская Зураба Церетели, земельный участок которого скульптор получил в бессрочное пользование от мэрии Москвы в 1995 году. «Документы (о недвижимости) подписывались прямо на скульптурах», — вспоминает Митволь, сам вместе с Лужковым принимавший участие в тех застольях.

Юрий Лужков и Зураб Церетели, 2005 год

«Мне Юрий Михайлович (Лужков) в этой нашей дружбе очень много дал. Дал что? Честность, порядочность, привычку работать с утра», — утверждал Церетели. Между мэром и скульптором было «взаимовыгодное сотрудничество, за которое расплачивался госбюджет», говорит депутат Мосгордумы в 1997-2001 годах Юрий Загребной.

Недвижимость семьи Церетели

По подсчетам редакции, в Москве Церетели и его ближайшим родственникам принадлежит не менее 63 тыс. кв. м недвижимости, включая земельные участки Зураба Церетели не менее 17,4 тыс. кв. м, стоимость которых можно оценить в 5,6 млрд руб. или почти $77 млн.

Но и это еще не все — Лужков в 1995 году поручил освободить от налогов «Галерею искусств Церетели», создаваемую на базе владений скульптора на Большой Грузинской и скульптурных мастерских по улице Зорге и Ленинскому проспекту. , следует из распоряжения мэра Москвы Юрия Лужкова 1995 года «О создании Галереи искусств Церетели».

Благодаря способности договариваться с властями Церетели смог стать не только владельцем огромной недвижимости, но и бизнес-партнером серьезнейших предпринимателей. В 1995 году он стал соучредителем закрытого АО «Киевская площадь», созданного для реконструкции площади Киевского вокзала, где находился контролируемый ОПГ оптовый рынок «Китеж» . Рынок был ключевым активом ЗАО «Кадо и К», совладельцев которого — Виктора Рышкова и Юрия Заморина — в криминальных хрониках называли лидерами Таганско-Редкинской ОПГ. В начале 2000-х они были застрелены в центре Москвы. Церетели по заказу московских властей разрабатывал дизайн-проект здания нового коммерческого центра, который предполагалось возвести на месте рынка. В процессе переговоров, как рассказал редакции Митволь и подтвердила депутат муниципального собрания района Дорогомилово Москвы в 2004-2008 годах Зоя Шаргатова, глава РАХ предлагал построить на Киевской площади художественную школу, однако в итоге на территории между Киевским вокзалом и Бережковской набережной вырос грандиозный торговый центр «Европейский». Масштабная стройка началась в 2002 году, инвесторами выступили тогдашние совладельцы Черкизовского рынка, а ныне миллиардеры-девелоперы Год Нисанов и Зарах Илиев, а Церетели стал совладельцем «Киевской площади», согласно данным СПАРК-Интерфакс. В 2013 году компания объявила, что скульптор вышел из капитала и более «не имеет отношения к каким-либо проектам» Нисанова и Илиева.

Однако доля Церетели в ТЦ «Европейский» по-прежнему записана на его людей — сейчас 15% принадлежит замглавы РАХ Манане Поповой, а до нее той же долей владела Татьяна Кочемасова, еще один вице-президент РАХ.

По соседству — в доме на Брянской улице прямо напротив «Европейского» — в 2005 году Церетели приобрел свыше 1 тыс. кв. м площадей и взял в аренду у столичных властей , как писало агентство «РИА Новости», земельный участок под творческие мастерские. Но в них быстро появились торговые точки — в том числе магазины цветов и аптека . До Церетели помещения в доме на Брянской улице принадлежали Международной конфедерации союзов художников, ликвидированной в 2017 году по решению Верховного суда. Конфедерация без оформления документов, по данным Минюста, вывезла из России 26 предметов искусства и разместила их на торгах аукционного дома Sotheby’s. Правда, по решению нынешнего московского начальства торговые точки позже снесли, но помещения на Брянской до сих пор принадлежат Церетели , сейчас в помещении находятся выставочные залы ММСИ на Брянском.

Брянская улица

Менее успешно для скульптора завершилась история с переданными его организации  — «Фонд детский парк чудес» — в бессрочное пользование свыше 300 га земли в заповедной пойме Москвы-реки в Нижних Мневниках — для строительства «русского Диснейленда».

Затраты проекта оценивались в $2-3,5 млрд, однако за 13 лет инвесторов так и не появилось. Вместо «русского Диснейленда» на территории поймы возникли ресторан «Ермак» и байк-клуб Sexton — резиденция «Ночных волков». Сдавая участки в аренду сторонним компаниям, фонд Церетели пользовался льготами по налогу на землю . ФНС требовала с организации доплаты 800 млн руб. налогов и пеней, но в 2007 году суд признал претензии налоговиков к Церетели недействительными . Однако в результате правительство Москвы аннулировало права Церетели на земельные участки — возможно, потому что это место приглянулось федеральным властям для строительства Парламентского центра , для возведения которого, впрочем, инвестор так и не нашелся.

Сегодня Мневниковская пойма представляет собой «большую неблагоустроенную и депрессивную территорию», признают в мэрии. Там планируют создать новый городской квартал с природным парком и метро.

Разные художества

Простой обход столичной недвижимости, находящейся под управлением РАХ, покажет, что и в ней зачастую располагаются арендаторы, никак не связанные с развитием российского искусства. В Мансуровском переулке в исторических зданиях усадьбы И. А. Морозова, отданных РАХ под управление, находится ресторан «Дом 12». Он принадлежит компании ООО «Реберес» Реваза Махарадзе — зятя Церетели. Чистая прибыль ООО «Реберес», по данным СПАРК-Интерфакс, по итогам 2020 года составила 6,8 млн рублей. Еще одного арендатора редакции нашлив Лаврушинском переулке в здании МХАГИ им. В. И. Сурикова при РАХ — там расположено кафе «Сок» , принадлежащее ООО «Артисимо». Чистая прибыль компании по итогам прошлого года составила 344 тыс. рублей.

Двор ресторана «Дом 12» в Мансуровском переулке

Согласно уставу РАХ, любая передача недвижимого имущества в аренду должна получать согласование Росимущества и Минкультуры, поскольку Академия распоряжается федеральной собственностью. В случае сдачи имущества в аренду учредитель Академии — то есть правительство — не должно обеспечивать финансовое содержание этого имущества. Однако подконтрольное Минкультуры финансово-хозяйственное управление при РАХ было замечено в самовольной сдаче помещений в аренду: проведенная два года назад министерством проверка выявила, что на 2,6 тыс. кв. м площадей федеральной собственности находились 48 арендаторов.

«В результате за 2017 и 2018 годы и первый квартал 2019 года недополучено более 16 млн рублей доходов», — докладывал замминистра культуры Николай Овсиенко.

Директор финансово-хозяйственного управления при РАХ Олег Крысанов по итогам проверки остался без должности. Овсиенко и Крысанов не ответили на вопросы редакции. И подобных случаев было немало.

В 2017 году прокуратура Санкт-Петербурга возбудила административные дела из-за незаконной сдачи в субаренду помещений здания Академии художеств им. Репина, а в Москве чиновникам также пришлось с помощью прокуратуры добиваться освобождения помещений на Ярославском шоссе, которые были переданы компании «РС-Групп» без конкурсных процедур и согласия властей.

Редакция направила запрос в Минкультуры.

Сдача государственных помещений в аренду сторонним организациям — обычная практика для российских учреждений культуры с целью получения дополнительного дохода, но «подчас прибыль присваивалась руководством учреждений, что приводило к скандалам и отставкам», объяснил редакции бывший сотрудник аппарата правительства, занимавшийся вопросами госполитики в сфере культуры.

Каждый год Академия художеств должна отчитываться перед правительством как участница госпрограммы фундаментальных научных исследований  — общий объем финансирования ее реализации оценивается в 2,15 трлн руб. до 2030 года. Однако за последние пять лет РАХ публично ни разу этого не сделала — последний открытый отчет появился в 2015 году. Тогда госакадемия не смогла достичь плановых показателей по количеству публикаций в мировых научных журналах и доле исследователей до 39 лет, но РАХ перевыполнила план по числу проведенных конференций и выставок.

proekt.media

Компромат | Досье | Скандалы