Крампус, Йольский кот и еще 5 страшных созданий Рождества со всего мира

Подпишитесь на новости «UkrMedia» в Facebook, Twitter или Google+

Вместо Санта-Клауса к ним приходят другие существа, и этого визита дети всегда ждут с ужасом, передает Rus.Media

Крампус.

Благодаря нескольким хоррор-фильмов сегодня многие знают, кто такой Крампус. Он — злой брат-близнец святого Николая. Правда, их фамильное сходство не бросается в глаза. Крампуса обычно изображают покрытым шерстью, с длинными козлиными рогами и с раздвоенными копытами. Его достаточно легко принять за дьявола, что частично верно. Крампус несет цепь, что символизирует оковы дьявола, и резки.

Среди персонажей зимнего исландского фольклора встречается немало злых и опасных духов, враждебных людям. Среди них — Грила, людоедка, живущая в горах. Время от времени он спускается к людям, чтобы вернуться домой с мешком, полным непослушных детей. Она хочет полакомиться ими за ужином и заодно накормит своего мужа-бездельника (между прочим, уже третьего), огромного кота и всех тринадцать детей, которых еще называют «Йольскі ребята».

Когда дети Грили были злые и кровожадные, как их мать, но сегодня их образы стали скорее забавными. Они стали своего рода «исландскими дедами морозами»: появляются за 13 дней до Рождества и кладут подарки в ботинки, оставленные детьми на подоконник.

У каждого из Йольских парней есть свои странные привычки. Тверуслейкир ворует ложки, чтобы их облизать, в Гауттатевюра огромный нос и острый нюх, Хюрдаселлир хлопает дверью, а Кертасникир тянет в детей рождественские свечи.

Йольский кот (Исландия)

Разумеется, в такой большой семье не могло не быть кота. Нет, это не милый урчащий пушистик, который будет тереться о твои ноги, выпрашивая корм. Строго говоря, он может съесть твои ноги, если ему покажется, что на тебе старые штаны.

Йольский кот — это гигантский черный кот, он сопровождал свою хозяйку Грилу, когда она спускалась с гор в деревню во время Святок. Там он устраивал себе настоящий кровавый пир, нападая на тех, на ком не было обновки. О тех, кто до Нового года не оставил себе ничего нового, в Исландии говорили «он надел на себя йольского кота» — это означало «навлек на себя беду».

Дело в том, что овцеводство у исландцев занимает важную часть быта, а производство сукна из овечьей шерсти было работой, в которую были вовлечены все члены семьи, от стариков до малых детей. А на Святки традиционно происходили торги — таким образом, если кто-то из детей ленился и не получал обновку, его пугали Йольским котом.

Госпожа Метелица (Германия)

У братьев Гримм была сказка, где волшебница Госпожа Метелица или «фрау Холле» появлялась из колодца, помогая добрым и трудолюбивым девушкам, а жадных — наказывала. Образ фрау Холее очень давний — некоторые исследователи связывают ее со скандинавской богиней Хель — владычица мира мертвых в скандинавской мифологии. Известно, что Госпожа Метелица управляет погодой: чем основательнее она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле. Весь снег, что мы видим, — это перья из перины Госпожи Метелицы.

Но далеко не всегда люди принимали ее за добрую волшебницу. Фрау Холле чаще всего появлялась зимой — в темное и холодное время. Она мчалась по небу на черном коне со свитой из ведьм, которые летели вслед за ней на заколдованных прялках. Этих ведьм называли «хюльден». По ночам они «вылетают из дома сквозь замкнутые двери, оставляя позади спящих мужчин», и отправляются пиршествовать или сражаться в небе. Об этом шла речь в одной средневековой инструкции для епископов, которая предписывалось изгонять из сел людей, подозреваемых в колдовстве.

Народная сказка XVI века, записанная теологом и поэтом Эразм Альбером, сообщает о «армию женщин» с серпами в руках, которых послала госпожа Хольда. Вплоть до XVI века сохранялся обычай оставлять на ночь угощение для свиты фрау Холле. Для этого пекли специальную булку в виде плетеной косы — Hollenzopf, «косу Холле». Ее оставляли на ночь на улице, чтобы Холле ее благословила, а потом высохший хлеб использовали для лечебных целей в течение года.

Фрау Перхта (Германия)

По словам Якоба Гримма, одного из братьев-сказочников, Перхта встречалась «именно там, где Хольда не проживала, — в Швабии, Эльзасе, Швейцарии, Баварии и Австрии», то есть в южно-немецких землях.

На юге Австрии верили, что на Двенадцатую ночь с 5 на 6 января) Перхта со своей свитой трижды объезжает весь мир. В эту ночь, если выглянуть в окно, ее можно даже увидеть, только делать этого не стоит — это предвещает скорую смерть.

Вместо одной из ног Перхти — гусиная лапа, у нее железный нос. В сказках Перхту часто рисуют старой лохматой ведьмой. Зимними ночами, после Рождества и до Крещения, Перхта проникала в людские дома и оставляет под подушкой у послушных детей монетку, а плохим вскривала животы и набивал их соломой.

Шуликуни (Россия)

Это мелкие вредоносные демоны, которые вылезают из воды накануне Рождества или Нового года, а на Крещение возвращаются в загробный мир.

«Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканні кафтаны с кушаками и остроконечные шапки» (т. Е. Левкиевская. Мифы русского народа).

Шуликуни вылезают на землю из воды — из проруби или болота.

В некоторых местностях думают, что у шуликунов нет пяток, а изо рта пышет огонь. Обычно шуликуни ходят по перекресткам, подстерегая заблудших людей. По одним слухам, у шуликунов есть железные повозки и кони, по другим — они ездят на шкурах или в железных ступах.

Считается, что шуликуни бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или раскаленным железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь») или затащить их в прорубь.

Мари Луид (Уэльс)

В Уэльсе сохранился один интересный обычай. Сейчас он выглядит довольно невинно, но сквозь это добродушие просматривают жутковатые черты древних традиций. Обычай называется «Мари Луид» или «Серая кляча».

Мари Луид — зимний обычай, но связан он не с Рождеством, а с проводами старого года.

Мари Луид представляла собой череп коня, посаженный на палку. Белая простыня полностью закрывала «Серую клячу», с черепа свисали пестрые ленты. В глаза «страшилку» вставляли пуговицы, а вместо ушей крепили рабочие рукавицы. Обычно Мари Луид изображал один и тот же «особый» человек, который руководил страшилищем так, как если бы оно было живым.

Зомби-лошадь ходит в сопровождении пяти-шести человек по домам и уговаривает хозяев впустить себя, напоить и обогреть. Цель же хозяина дома — не поддаться на уговоры Мари Луид и не впустить ее, сетуя на худой год и низкий урожай. При этом все — от уговоров до отказа — должно происходить в стихах на потеху публике.