Вино Нагоя по “усам” Бударина



Вино Нагоя по "усам" Бударина

Похоже, винодел Асланбий Нагой окончательно прощается и с деньгами, и с бизнесом, начало чему могло положить сотрудничество с одиозным кубанским банкиром Виктором Будариным. 

Очередную судебную победу одержал Виктор Бударин, а точнее принадлежащий ему банк “Кубань Кредит”. На этот раз “поверженным” оказалось фермерско-крестьянское хозяйство краснодарского предпринимателя Асланбия Нагоя, которое требовало с банка, Минфина и МВД 10,3 млрд рублей упущенной выгоды в результате принятия обеспечительных мер по иску “Кубань Кредита”. Арбитражный суд Краснодарского края в удовлетворении требований отказал.

Речь об иске к ООО “Винодельня “Юбилейная”, принадлежащее Нагою, а ныне признанное банкротом и выставленное на продажу. Винодельня была обанкрочена в результате целой цепочки событий, к которым Бударин может иметь самое прямое отношение. И это не единственные претензии к нему. В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.

Виктор Бударин – один из самых влиятельных бизнесменов Краснодарского края. Настолько, что недоброжелатели называют его чуть ли не “теневым губернатором” и “кошельком” местных чиновников. По слухам, он пользуется расположением главы региона Вениамина Кондратьева. Может, в этом и есть секрет его успеха?

Винодельня “Юбилейная” – один из лакомых активов региона. Это детище Асланбия Нагоя, ярого фаната винного дела. В 2016 году он взял у “Кубань Кредита” Бударина 250 млн рублей в долг для модернизации производства. Затем у него возникли проблемы – изменилась конъюнктура рынка, ввели новые правила госрегулирования. И Нагой, на свою беду, “кредитнулся” у Бударина снова. А тот был только рад.

В 2018 году произошло то, что предвидеть Нагой никак не мог. Банк Бударина, как писал “Коммерсант”, внезапно о потребовал досрочно погасить долг в 700 млн рублей. Тут важно именно слово “досрочно”, так как при исполнении договора банком винодельня, производившая до 10 млн бутылок вина в год, могла бы спокойно рассчитаться.

Незадолго до этого винодельня подписала 3 контракта на $12 млн, которые должны были озолотить компанию. А в 2017 году заработала аж 576 млн рублей и выбилась в лидеры страны, наравне с такими компаниями, как “Фанагория”, “Абрау-Дюрсо” и “Кубань-вино”. Но требование “Кубань Кредита”, кажется, подрезало взлетавший бизнес.

Чтобы вывести актив из-под удара, Нагой, не имея возможности прямо сейчас выплатить деньги, объявил о банкротстве. Видимо, Бударину это не понравилось. Внезапно было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве, а Нагой оказался под домашним арестом. В июне 2020 года это дело передали в суд. Об этом писал РБК.

Вся ситуация с крахом бизнеса Нагоя могла быть спровоцирована Будариным в интересах других обладателей винодельческого бизнеса. Как писал “Коммерсант”, на обанкрочены актив нашлись покупатели – ими может стать “Абрау-Дюрсо” семьи бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

Кроме того, сам Нагой предполагал продать свой бизнес за 6 млрд рублей, учитывая объем и доходы бизнеса. Однако теперь из-за всей это ситуации цена продажи наверняка будет меньше. Не на это ли рассчитывали Бударин и Титов, если предположить, что они договорились?

Между тем, как утверждают авторы сайта “Общественный надзор”, якобы адвокаты Нагоя слишком поздно поняли, что банк Бударина мог специально дробить кредитный портфель, чтобы ловить должника на перекредитовках. Это и могло подвигнуть Нагоя объявить о банкротстве, а затем продать предприятия. Грубо говоря, Нагоя могли посадить увещеваниями на кредитный крючок, а потом захлопнуть ловушку.

История эта не нова – похожих случаев в России было немало. Однако мало в каком регионе интересанты действуют так неприкрыто, словно имея серьёзную “крышу” в верхах. Но Нагой не думал сдаваться. Он написал открытое письмо Владимиру Путину, где назвал Бударина создателем и руководителем ОПГ, которая действует на территории Краснодарского края порядка 20 лет.

 

 

Крайне серьёзное обвинение, которое не имеет под собой реального судебного подтверждения. Однако, с мнением Нагоя о Бударине, возможно, могли бы согласиться многие, кому не посчастливилось иметь с ним дела. Нагой считает, что Бударин может действовать в сговоре с правоохранительными органами, которых якобы банально натравили на бизнесмена, чтобы те возбудили уголовное дело.

Между тем, в банке Бударина последний год происходит что-то очень странное. Такое ощущение, что из него либо выводятся деньги, либо там скрывают реальное положение дел. Показателен период с июля 2019 по июнь 2020 года (когда конфликт с Нагоем вышел в открытую стадию), когда при номинальном росте активов у банка куда-то “испарилось” 20% прибыли.

 

 

Важней другое – обвальное падение рентабельности активов (на 17%) и рентабельности капитала (18%). Кроме того, за этот период валютный оборот банка упал на 100% (!). Такого среди других банков страны что-то не припоминается. Банк Виктора Бударина полностью перестал проводить операции с валютой? С чего бы это? Или в условиях кризиса валюту запрятали куда подальше, например, на офшорные счета за границей?

 

 

 “Кубань Кредит” – не единственный актив Бударина, в котором при огромных вливаниях происходит что-то непонятное с доходностью и другими показателями. Возьмем его ООО “КСМК-Регион”. По итогам 2019 года он получил почти 530 млн выручки, но оказался в минусе на 20 млн рублей.  Вопрос – а куда, собственно, ушла выручка при такой разнице?

Но у “КСМК-Регион” прибыль была – когда-то. Чего нельзя сказать о другой компании Бударина, ООО “Вев Агро”. По итогам 2019 года у компании не оказалось ни копейки выручки, зато убыток – 126 млн рублей. При этом балансовая стоимость активов – минус 238 млн рублей. 
Для чего нужна эта компания, больше похожая на “прокладку”? Перегонять в неё невесть как появившиеся активы, потом выводить их, и записывать в отчетность “минуса”, чтобы не платить налоги? Впрочем, на эти вопросы должны отвечать компетентные органы. 

Интересно и сотрудничество компаний Бударина с судами. Может быть, поэтому они могут быть так к нему благосклонны, особенно в свете последнего решения Арбитражного суда Краснодарского края? 

Дело в том, что компания Бударина ООО “Фирма “Градресурс” частенько получает госконтракты на оказание услуг разным структурам, в том числе и этому суду. Можно вспомнить контракт от 2012 года на 2,5 млн рублей. По слухам, Бударин был хорошо знаком и с председателем краевого суда Александром Черновым, который покинул свой пост в 2019 году.

 

 

Разумеется, в другом регионе на эти дела обратили бы внимание компетентные органы. Но на Кубани Бударину, похоже, включили “зелёный свет”. По слухам, он очень дружен с главой региона Вениамином Кондратьевым. Настолько, что злые языки утверждают, якобы Бударин – своеобразный “кошелек”, где Кондратьев может держать активы, которые не желает светить в официальной декларации.

Еще в 2017 году прошлом году возглавляемое Будариным “Объединение работодателей Краснодарского края” и Кондратьев подписали масштабное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого решили совместно формировать благоприятный инвестклимат. Об этом говорится и на сайте бударинского банка.

Недавно Кондратьев встречался с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, реготделение которого возглавляет, опять же, Бударин. Не могло ли ему внимания, и не много ли структур завязаны на Кубани не этого человека?

А в 2018 году Бударин и Кондратьев принялись решать проблемы обманутых дольщиков, для чего привлекли бударинское ООО КЭКС”. По слухам, решая одни проблемы, он создавал другие – якобы срывал сроки, и, как утверждают злые языки, мог вылить галлоны нечистот в реку Темерник.

Резюмируя, отношения у Бударина с Кондратьевым, кажется, могут быть особенными. Судя и правоохранительные органы очень часто встают на сторону банкира. Бударин может делать на Кубани что хочет? Это никак не вяжется ни с развитием инвестклимата, ни с банальной логикой и порядочностью. Но, судя по ситуации с Нагоем, о порядочности там никто и не задумывается.

Компромат | Досье | Скандалы