Война на Донбассе подняла огромное количество проблем в обеспечении армии. Одно из самых болезненных — явная изношенность автомобильного парка, пишет ДС.
И если с грузовиками по состоянию на сегодня ситуация более или менее стабилизировалась, хотя замены для ГАЗ-66 до сих пор нет, то проблема с армейскими внедорожниками осталась.
Поныне основу парка армейских легковушек составляют «командирские» УАЗ 469 советского образца. Эти машины фактически уже разваливаются на ходу, так как им минимум по 35-40 лет. Попытки заменить их «хаммерами» провалились — поставки от американцев были явно не очень большие, к тому же без запасных частей. Не решили вопрос и массовые отправки бэушных внедорожников, которые в 2014-2015 гг. волонтеры скупали буквально по всей Европе. Хотя их и ограниченно ставили на учет в частях, однако очень быстро выбили ресурс.
В итоге в 2015 г. военные объявили конкурс на замену «уазика». Одни из основных условий была как минимум сборка образца на территории Украины и полное обеспечения запасными частями.
После долгих испытаний только весной 2018 г. был объявлен победитель конкурса — пикап «Богдан-2351». Фактически это такой себе военный вариант гражданского образца — полноприводного Great Wall Wingle 5 от китайского производителя, который собирается на Черкасском автосборочном заводе. Который, в свою очередь, является не чем иным, как китайской репликой японского пикапа Isuzu Rodeo.
Практически сразу в войска была отправлена небольшая партия машин, которые использовались в ходе проведения войсковой операции на Донбассе. Однако достаточно быстро военные выдвинули целый ряд претензий, на устранение которых понадобилось больше года. И вот буквально на днях представители завода заявили о том, что приступают к серийному производству «Богдан-2351» в рамках Государственного оборонного заказа.
Какие изменения были внесены в конструкцию и сколько машин будет покупать армия, — коммерческая тайна. Однако стоит обратить на отличия военного варианта от гражданского. Итак, прежде всего обращает внимание усиленная ходовая часть (с другими амортизаторами, торсионами и рессорами), внедорожная резина, а также конечно — так называемый «кенгурятник» с возможностью установки лебёдки.
Но есть пара серьезных вопросов. Например, самая проблемная часть гражданских машин — топливная система. Ведь качество армейского топлива общеизвестно — по словам военных «машина кушает то, что осталось от заправки танка», и оно совсем несовместимо с «нежной» гражданской системой.
Причем это не теоретические выкладки. Армейцы уже имеют опыт эксплуатации санитарных «Богдан-2251». Машины первых партий фактически разваливались после прохождения восьми тысяч км пробега: отказывали амортизаторы ходовой части, большие проблемы были и с топливной системой.
Машины дорабатывали — где в полевых условиях, где отправкой в Черкассы, однако в целом эти авто по-прежнему остаются недоведенными до ума. Хотя армия и закупает их десятками.
Еще один важный вопрос: цена. Хотя военные и представители завода о цене не говорят, но, например, новый гражданский Great Wall Wingle 5 2017 г. производства в Украине не так давно стоил 588 тыс грн. С большой долей вероятности можно говорить, что при закупках армией цена его возрастает если не в разы, то весьма значительно.
Таким образом, можно говорить только о временном решении проблемы замены парка «уазиков». В мире практически нет ни одной более или менее современной армии, в которой армейские машины были фактически доработанными гражданскими моделями. Ведь достаточно жесткие условия эксплуатации накладывают очень серьезные ограничения. К тому же говорить о том, что «Богдан» — украинский автомобиль, мягко говоря, кривить душой. Ведь машинокомплекты приходят готовыми из Китая, а в Черкассах их разбирают, устанавливают дополнительные опции (которые снова-таки приходят из Поднебесной), красят и отправляют в армию.
Собственного производства запчастей просто нет. И как будет работать вся эта связка в случае массовой закупки армией, скажем, нескольких сотен машин, совершенно непонятно. Сможет ли китайский производитель обеспечить эксплуатацию такого количества машин? И что будет, например, в случае с поломкой двигателя — кстати, до сих пор непонятно, что именно будут устанавливать — китайский вариант или лицензионный SsangYong.
Поэтому, собственно говоря, напрашивается только один вариант ближайшего будущего — развертывание полноценного лицензионного производства подобной машины армейского образца — причем по полному циклу: от двигателя до последнего болтика. И да — это будет дорого и непросто, так как несмотря на наличие, например, Кременчугского автомобильного завода, некоторые позиции узлов и агрегатов у нас просто не производятся, и начинать все придется с нуля. Но другого выхода нет.
А вот варианты есть — стоит хотя бы обратить внимание на ближайших соседей. В той же Польше производятся внедорожники марки Honker. Причем машина предлагается с различными типами кузовов: мягким и жестким верхом, а также как пикап и шасси с кабиной. Из преимуществ — изначальная ориентированность на армию и собственный дизельный двигатель Andoria ADCR, который отвечает экологическим стандартам Евро 5.
И кстати, такие машины уже побывали на Донбассе — купленные волонтерами, они вполне удачно зарекомендовали себя в ходе эксплуатации в добровольческих подразделениях — например, в батальоне «Днепр-1».
То есть может быть есть смысл не тратить деньги, которых и так не хватает на китайские «поделки», а сразу начать работу в другом, более перспективном направлении? Тем более что ныне военно-техническое сотрудничество с Польшей находится на довольно высоком уровне, и вопросы, например, развертывания серийного производства могут быть решены достаточно оперативно.
Компромат | Досье | Скандалы