И можно ли ее считать результатом обострения политической борьбы за контроль над госфинансами
Роман Насиров, экс-председатель Государственной фискальной службы (ГФС) 11 декабря был восстановлен в должности решением Окружного административного суда Киева. Суд отменил распоряжение Кабмина от 3 марта 2017 года об отстранении Насирова от должности на период следствия, обязал правительство восстановить его и выплатить потерянную зарплату за прошедшее время. Согласно подсчетам юристов, сумма составляет 183 000 грн.
После окончания суда Насиров обещал уже 12 декабря вернуться на рабочее место, однако сегодня в здании ГФС так и не появился. Об этом заявила пресс-служба ведомства. Там также уточнили, что решение суда в ведомство еще не поступило. Не видели этого решения и в правительстве Владимира Гройсмана.
В тему: Роман Насиров. Бизнес-прошлое главного украинского налоговика
«Сейчас в правительстве нет официального судебного решения по восстановлению его в должности председателя ГФС. В то же время, правительство приняло абсолютно законное решение об увольнении Насирова и, конечно, будет подавать апелляцию на решение о его восстановлении в должности», – заявил Вадим Денисенко, представитель правительства в Верховной Раде.
В марте 2017 года Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Антикоррупционная прокуратура (САП) предъявили Роману Насирову обвинения в нанесении ущерба государству на 2 млрд грн. Чиновника подозревают в том, что он безосновательно раздавал крупному бизнесу налоговые рассрочки, чем нанес ущерб госбюджету.
Вернут ли Романа Насирова в кресло главы ГФС? Вероятно, что эта тема станет одной из самых интригующих в стране на ближайшее время. Тем более, что это далеко не первое противостояние команд президента Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана, которые ведут отчаянную борьбу за власть, а именно – за распоряжение материальными и финансовыми ресурсами, концентрацию административных полномочий и расстановку кадров.
Mind решил изучить трудовую биографию Романа Насирова, задавшись вопросом: что поспособствовало его изначальным успехам и дальнейшей непотопляемости?
Кто писал формулировку на увольнение? Скандальное восстановление в должности Романа Насирова, экс-председателя ГФС (05.05.2015-31.01.2018) – одно из последствий неопределенности в «расстановке сил» между соратниками и союзниками президента Украины Петра Порошенко, которое тянется еще с 2014 года. Как известно, против Насирова активно выступал министр финансов Александр Данилюк, на данный момент тоже бывший. Потому и восстановление Насирова можно было ожидать.
«Ничего удивительного в этом нет. Решение об увольнении 31 января 2018-го принималось по представлению министерства финансов, поэтому сотрудники Секретариата к формулировкам мотивационной части отнеслись крайне халатно – не проверили, – сказал Mind источник в Секретариате Кабмина. – А вот намеренно или нарочно? Это и есть самый главный вопрос: Насиров вернулся или Насирова вернули во власть?».
Найти ответ на этот вопрос трудно, поскольку о Романе Насирове, уроженце Чернигова (1979 г.р.), мало что известно, кроме официальных биографических данных. Выпускник местного Института экономики и управления (выпуск 2000 года, специалист), завершил образование в Киевском университете им. Шевченко (2001 год, бакалавр, правоведение); получил степень MBA в University of East London (116-е место среди всех университетов Британии по рейтингу газеты Guardian).
Таких в Украине тысячи, но отдельные моменты биографии экс-главы ГФС все-таки заслуживают внимания.
Как важно правильно жениться. В 1994 году молодой человек, в возрасте 15 лет, начал карьеру менеджера в Чернигове в частном предприятии своего отца. Спустя год и без отрыва от учебы в школе и институте продолжил ее в госкомпании «Укрнафта-Вентус» и в частной фирме «Галнафтогаз» на должностях заместителя директора и начальника департамента таможенного сопровождения и оптовых продаж.
А потом Роман женился на Екатерине, дочери Александра Глимбовского, известного в Украине строителя, девелопера и бенефициара компании «Альтис-холдинг». И тут в сыне предпринимателя из Чернигова проснулся талант финансиста. До 2009 года Насиров успел «позаниматься подбором руководящих банковских кадров», поработать «директором по развитию бизнеса в странах СНГ», поторговать ценными бумагами, заработать на падении курса гривны и стоимости украинских еврооблигаций.
Счастливый случай Глимбовского-старшего. В 1995-ом, пока юный Насиров перепродавал нефтепродукты, Александр Глимбовский (выпускник и аспирант Киевского инженерно-строительного института) учредил ООО «Альтис» для занятия «оптовой торговлей негосударственных организаций».
Слава пришла к компании и ее руководителю в 2009-ом. Тогда «Альтис» без проведения тендера получил подряд на строительство аэропорта во Львове. «УЕФА уже собирался забирать у Львова проект, и львовский мэр Андрей Садовой обратился к руководству страны с просьбой как можно скорее определить исполнителя работ. Провести полноценный тендер было совершенно нереально, проектная документация постоянно менялась… Не на чем было проводить этот тендер», – вспоминал позднее сам Глимбовский.
В тему: Александр Глимбовский: сто миллионов за Насирова
Он также подтвердил, что «длительное время поддерживает приятельские отношения» с Евгением Червоненко (глава Нацагентства Евро-2012 с 24 декабря 2007 по 19 ноября 2008) – их дочери вместе учились.
Кроме того, ООО «Альтис» в конце 2000-х выиграло тендеры и подписало соглашения на строительство терминала в аэропорту «Борисполь» для госпредприятия «Зал официальных делегаций» и печально известной «Детской больницы будущего». Дело в том, что один из партнеров по бизнесу Екатерины Глимбовской предложил в 2009 году президенту Украины «взаимовыгодный обмен».
Этим партнером был Алексей Бутенко, бенефициар и руководитель «Фонда строительных ресурсов Украины» и «Восточной инвестиционной группы». Он попросил Виктора Ющенко отвести участок земли площадью 21 га с двумя озерами под строительство дома-резиденции (около 3 000 кв. метров, стоимость 11 млн евро). Это был проект создания первого в Украине «Межигорья» – «Посольская Гута», где бы разместился и президент, и его ближайшее окружение
«Крупные политики, предприниматели, представители шоу-бизнеса – это очень ограниченный круг людей, – говорил тогда Бутенко. – Они очень щепетильно относятся к тому, кто стремится попасть в их круг». В 2010 году Виктор Ющенко выборы проиграл, и проект Бутенко-Глимбовских так и не был реализован полностью.
Чем отличился Насиров на фондовом рынке? В 2005 году на площадке London Stock Exchange (LSE) свои акции выставила компания XXI Century Investments (бенефициар – Лев Пацхаладзе, «унаследовавший» после 2005 года бизнес Алексея Бутенко). Проспект эмиссии был настолько привлекательный, что компания продала 35% своих ценных бумаг за $139 млн. Общая капитализация бизнеса Парцхаладзе составила рекордные для Украины $397 млн.
Роман Насиров на тот момент вступил в должность директора по развитию бизнеса со странами СНГ лондонского офиса брокерского дома Cantor Fitzgerald/BGC (США). С 2005-го по 2008-й он занимался сделками с деривативами и прочими ценными бумагами, эмитированными, в основном, украинскими компаниями. Например, все той же XXI Century Investments, которая в 2007 году разместила евробонды и привлекла еще $175 млн «под развитие проектов недвижимости в Украине».
Но через три года Насирову пришлось покинуть и биржу, и Лондон. По совершенно случайному совпадению его отъезд совпал с остановкой торгов акциями XXI Century Investments: в июле 2009-го компания не смогла предоставить биржевому комитету LSE свою финансовую отчетность за 2008-й год — «по причине случившегося мирового финансового кризиса».
В Украине Роман Насиров сначала работал в компании Concorde Capital, а потом в «Ренессанс Капитал». Именно в «Ренессансе» он познакомился с Игорем Билоусом (впоследствии – глава Государственной фискальной службы и председатель ФГИ. – Mind) и Андреем Тарановым (экс-начальник департамента контрразведывательной защиты экономики государства, экс-заместитель председателя СБУ, экс-заместитель главы администрации президента Порошенко, погиб 18 сентября 2016 года. – Mind).
Дружили три товарища. «В киевском «Ренессансе» к 2012-му оставалось только десять сотрудников (из 80-ти в 2008). «Ренессанс» тогда отказался от лицензии на торговлю ценными бумагами, чтобы уйти от контроля регулятора. И занялся на свой страх и риск украинскими облигациями и бондами. Расчет был простой: рынка нет, биржи еле дышат, и только государство «накачивает» облигациями уставные фонды госкомпаний. И, опять же, государство занимает на внешних рынках», – рассказал автору на условиях анонимности один из инвестиционных банкиров о временах своей работы в «Ренесанс Капитале».
По словам собеседника, сделки с ценными бумагами проводились по принципу over the counter – минуя биржевые торги. «Например, украинские облигации покупаются посредником в Киеве за гривны, а через несколько мгновений продаются в Нью-Йорке или в Лондоне за валюту», – объяснил он.
Вопрос на миллиард долларов. Андрей Таранов работал в украинском «Ренессанс Капитале» с 2006 года, Роман Насиров – с декабря 2009-го, а Игорь Билоус – с апреля 2011-го. Таранов отвечал за службу безопасности –проверки деловой репутации клиентов, а Насиров с Билоусом – за инвестиционный банкинг и торговлю ценными бумагами. И все трое последними (и одновременно) покинули компанию в январе 2013-го.
«Они занимались «мусорными бумагами». Насиров, как поговаривают в профессиональных кругах, неплохо «поднялся» на торговле суверенными облигациями. Он откуда-то знал, что в 2008 году Украина не будет объявлять дефолт по государственным ценным бумагам. И неплохо тогда заработал. Поэтому его дальнейшая стремительная карьера до главы ГФС – ничуть не удивляет», – уточнил собеседник Mind.
Ценные кадры. Бывший брокер Роман Насиров в 2013-2014 годах входил в руководство Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ) – с 5 апреля 2013 по 25 апреля 2014-го он занимал должность заместителя председателя правления. После парламентских выборов в октябре 2014-го переместился с 51-го места в избирательном списке «Блока Петра Порошенко» в кресло председателя комитета Верховной рады по налоговой и таможенной политике.
А уже 11 мая 2015 года на встрече депутатов от БПП под руководством самого президента Петр Порошенко произошло перераспределение ключевых должностей следующим образом: вместо Игоря Билоуса главой ГФС назначается Роман Насиров; кресло главы парламентского комитета по налоговой и таможенной политике достается Нине Южаниной (экс-директор «Экспрессинформ», компания владеет лицензией на вещания «5-го канала»); Билоус становится руководителем ФГИ, а должность председателя Антимонопольного комитета (АМКУ) переходит представителю «Народного фронта».
По словам депутатов, знакомых с ходом событий, вторым, непубличным лоббистом «размена» ГФС и ФГИ на АМКУ был Андрей Таранов – именно он тогда курировал правоохранительные органы и возглавлял комиссию по помилованиям – последнюю «инстанцию» в украинской судебной системе.
Карьера Романа Насирова в ГФС прервалась весной 2017 года в связи с подозрением в превышении полномочий. А дальше последовали арест, увольнение, «одеяло в клеточку», залог в 100 млн грн. Его место тут же занял Мирослав Продан – соратник премьера Владимира Гройсмана. В сентябре 2018 года Генеральная прокуратура обнаружила у него незадекларированную недвижимость в Турции, и он добровольно подал в отставку.
Сегодня временно исполняющим обязанности главы ГФС является Александр Власов, который возглавлял Одесскую таможню, но в августе 2018 года был отстранен от своих обязанностей: накануне с таможенных складов исчезло 37 контейнеров, выявленных ГПУ как контрабанда.
И вот теперь свои права на кресло главы ГФС заявил Роман Насиров, восстановленный по суду мотивировкой о недоказанности британского гражданства. Приближение начала президентской избирательной кампании можно считать совпадением.
Компромат | Досье | Скандалы