DW: Ложкин инвестировал деньги от сделки с Курченко в Германию
После увольнения из Администрации президента в августе 2016 года Борис Ложкин возглавил национальный инвестиционный совет. Орган должен был работать над привлечением инвестиций в Украину.
Однако, говорится в расследовании Deutsche Welle, инвестициями занимался лишь Ложкин. Личными. Он инвестировал в строительство жилья в Германии.
Когда не терпится обратно в бизнес
Впрочем, что-то пошло не так. За год совет во главе с Борисом Ложкиным ни разу так и не собралась. Зато собственные инвестиционные планы его главы, очевидно, активно воплощались сразу после его увольнения из Администрации президента. 29 августа 2016 президент подписал указ об увольнении Ложкина с госслужбы и о назначении его секретарем Национального инвестиционного совета. А уже 31 августа на Кипре была зарегистрирована компания Ensitar Limited. И хотя бенефициаром этой компании Ложкин официально стал лишь в марте 2017 года, создавалась она его доверенным лицом Азизой Курбановой именно для Ложкина. Эта фирма, как выяснилось, создана для иностранных инвестиций.
Еще в 2016 году Борис Ложкин и бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, который в политику своего времени, как отмечают СМИ, попал именно как протеже Ложкина, основали компанию «Самаан Капитал». Именно на базе этой украинской фирмы Ложкин и Пивоварский развивают инвестиционную компанию. Однако чем именно занимаются бывшие госчиновники в бизнесе, до сих пор было неизвестно.
Жилой комплекс в пригороде Дюссельдорфа
Во главе инвестиционного совета экс-глава Администрации президента с первого дня активно искал партнеров за рубежом. Но не для привлечения инвестиций в украинскую экономику, а для вложения собственных денег в странах ЕС. Самым привлекательным Ложкину показался немецкий рынок недвижимости, популярный ныне у инвесторов со всего мира через свой устойчивый рост на фоне рекордно дешевых кредитов и солидных показателей мощной экономики Европы. В июле 2017 Ensitar Limited Ложкина стала, как свидетельствуют документы, имеющиеся в распоряжении DW, владелицей 49-процентной доли в уставном капитале новой компании Liwon Hilden GmbH.
51 процент принадлежит немецкому девелоперу Liwon Real Estate GmbH. Эта компания создает проекты по строительству коммерческой и жилой недвижимости по всей Германии, покупает под них земельные участки и получает разрешения местных органов власти на строительство. Реализацию проектов финансируют инвесторы, которые становятся партнерами в совместных компаниях. В Хильдене, городе вблизи Дюссельдорфа, Liwon Real Estate GmbH вместе с украинскими VIP-инвесторами до конца 2019 планируют построить жилой комплекс на более 100 квартир с магазинами и подземным паркингом. Комплекс появится на месте старого торгового центра в центре города. Какую сумму планируют вложить в проект инвесторы — коммерческая тайна. В то же время, исходя из средних показателей стоимости квадратного метра жилья в центре Хильдене, продажа квартир после завершения строительства может принести инвесторам десятки миллионов евро.
Круг посвященных
Об инвестициях в Германии осведомлен, очевидно, лишь узкий круг лиц. Доверенными лицами от имени бывшего председателя главы канцелярции украинского президента в Liwon Hilden GmbH, согласно доверенности, копия которого есть в распоряжении DW, является Андрей Пивоварский и дочь народного депутата от БПП Григория Шверка Мария. Шверк-старший — «правая рука» Бориса Ложкина в бизнесе, многолетний вице-президент медиа-холдинга UMH, который 2013 был продан Сергею Курченко.
Компания Liwon Real Estate GmbH — «старший» партнер Ложкина в немецком проекте — отказалась сообщить, кто выступает инвестором и какие средства финансируется проект.
«Это — конфиденциальная информация», — ответила представительница компании на запрос DW.
Исполнительный директор Liwon Hilden GmbH Андрей Пивоварский, согласно немецкому закону о борьбе с отмыванием денег, должен был внести бенефициаров компании в созданный в прошлом году реестр прозрачности. Однако, как свидетельствует полученная DW выписку из реестра, экс-министр и бывший глава Администрации президента не сделали этого. Таким образом, инвестор Ложкин не обеспечил прозрачность бизнеса в Германии — так же как и его многолетний партнер Петр Порошенко. Непрозрачность может на самом старте немецкого бизнеса обернуться для компании Ложкина и Пивоварcького многотысячным штрафом.
Не знают, откуда поступают средства на строительство жилого комплекса, и в мэрии города Хильдене.
«Выдавая разрешение на строительство, город не должен проверять, откуда поступают деньги», — сообщили DW в пресс-службе города.
Тень денег Курченко
После многолетнего перерыва на политику, Борис Ложкин возвращается в бизнес, имея значительные финансовые ресурсы. Это прежде всего средства от продажи его медиа-холдинга UMH Сергею Курченко 2013 года. На момент покупки холдинга 28-летний «младоолигарх», пользуясь покровительством Виктора Януковича и его «семьи», за считанные годы стал миллиардером благодаря, в том числе, сделкам со сжиженным газом. За UMH загадочный олигарх, по данным СМИ, заплатил около полумиллиарда евро. После того как Генпрокуратура обвинила Курченко в организации преступной группировки и незаконном обогащении, встал и вопрос о том, не было ли приобретение UMH отмыванием денег? Этот вопрос уже поднимали правоохранительные органы Австрии, куда на счета Бориса Ложкина из латвийских счетов Курченко поступили 130 млн евро от продажи UMH. Впрочем, дело по подозрению в отмывании денег в Австрии 2016 в конце концов закрыли, поскольку на запрос из Вены украинские правоохранительные органы не предоставили информации, которая могла бы свидетельствовать о незаконном происхождении средств.
Однако годом позже Сергея Курченко украинский суд признал главой преступной организации, на счетах счетах его компании были конфискованы 1,5 миллиарда долларов. После этого вопрос к Борису Ложкину появились с новой силой: что знал о происхождении средств покупателя продавец медиа-холдинга? Или не закрыл он сознательно глаза на риски, связанные с отмыванием денег?
«Есть основания полагать, что Ложкин знал, что деньги, заплаченные за медиа-холдинг, имеют преступное происхождение», — констатировала в разговоре с Deutsche Welle Дарья Каленюк из Центра противодействия коррупции.
По мнению активистки, после того, как судом было признано преступное происхождение состояния Сергея Курченко и принято решение об их конфискации, Генеральная прокуратура должна была расследовать обстоятельства его соглашения с Борисом Ложкиным.
«Ложкин должен быть допрошен. Добропорядочные собственником средств, по закону, является лишь тот, кто не знал и не мог знать об их преступное происхождение», — напоминает Каленюк.
По закону, деньги, полученные от соучастия в отмывании денег, отмечает эксперт, конфискуются — так же, как и средства, отмываются. Между тем генеральный прокурор Юрий Луценко заявил недавно, что правоохранительные органы добиваются конфискации в Курченко медиахолдинга UMH.
Связь с фирмами из преступной организации
В начале февраля талерадиокомпания Al Jazeera обнародовала документы, согласно которым Сергей Курченко финансировал покупку UMH частично за счет кредитов украинских госбанков на 160 млн долларов. Частью залога под кредиты были средства на счетах подконтрольных Курченко компаний, которые суд в Краматорске признал причастными к его преступной группировки. 8 февраля, вскоре после того, как журналисты направили в Администрацию президента запрос по этим средствам, Борис Ложкин был уволен из Национального инвестиционного совета.
Компромат | Досье | Скандалы