Как при Порошенко растут миллиарды Ахметова



Как при Порошенко растут миллиарды Ахметова

Для украинцев, поддержавших в 2014 году второй Майдан, «злочинний режим» ассоциировался, в первую очередь, с тремя самыми одиозными фигурами: президентом Виктором Януковичем, генпрокурором Виктором Пшонкой и донецким олигархом Ринатом Ахметовым. Но если Янукович и Пшонка были сброшены со своих постов, бежали из страны и объявлены преступниками, то Ахметов продолжает преумножать в Украине свои капиталы. Причем, последние два года его бизнес идет особенно хорошо…

Можно, конечно, возразить: а в чем виноват Ахметов? Рубит себе «капусту», в политику почти не лезет, во всяком случае политические перевороты он не финансировал. Даже его поддержка сепаратистов до сих пор не доказана фактами – а то, что в этом замешаны его знакомые, земляки и бывшие однопартийцы, так он-то тут при чём? Ахметова просто сильно не любят национал-патриоты, а также те его коллеги-олигархи, которые вложились в Майдан. Вреда и пользы от олигарха Ахметова не больше и меньше, чем от Коломойского или Балоги. Те, знаете, своё состояние тоже не в перчатках собирали. Однако Ахметов демонизирован сторонниками двух майданов чисто из политического принципа.

Но ведь и вина Виктора Федоровича тоже во многом надумана. Вон на него до сих пор вешают всех собак: и кризис 2014-2015 года, и даже сдачу Крыма безликим «зеленым человечкам»! Но если уж кого и стоит судить, причем на площади, так это его сыночка Сашу Стоматолога и кореша Юру Еникиевского, в придачу с отцом и сыном Пшонками – вот тут уж полный набор уголовных дел по вымогательству, рейдерству, рэкету и т.д. и т.п. А сразу после них, для объективности, нужно судить рейдеров и вымогателей 2014-2017 годов, коих после второго Майдана развелось тоже немало.

И всё-таки ныне стоящие у власти политики и их мятущиеся избиратели считают Ахметова главным злом Украины. Кричали об этом до Майдана и во время оного, утверждают об этом после. Откроем украинскую прессу: сам факт принадлежности какого-то предприятия Ахметова считается чуть ни преступлением. Другие олигархи в наглую захватывают целые заводы, контролируют массовую вырубку, огромные потоки контрабанды, владеют собственными армиями – и ничего, общественность полагает, что так и надо. Но достаточно прозвучать фамилии Ахметова, как тут же из ларца выскакивают возмущенные патриоты с гневными возгласами «доколе!» и начинают что-то там блокировать.

Но вот ведь какая оказия получается: пока политики в телевизоре грозят уголовными делами «донецкому клану», пока патриоты месяцами жгут костры в своих блокадах, бизнес Ахметова в Украине вновь успешно развивается. Так сказать, вопреки всей этой истерии.

Давайте обратимся к суровым фактам! В 2014 году все украинские олигархи ощутили беспрецедентное падение своих активов. Точнее, почти все – кроме Петра Порошенко, чье состояние за год увеличилось на 20%. А вот Ринат Ахметов, ранее являвшийся богатейшим человеком не только Украины, но и всей Европы (не считая РФ) с капиталом в 22,3 миллиарда долларов, резко обеднел. К концу 2014-го года его капитал оценивали в 4,5 миллиарда, а к осени 2015-го и вовсе в 2,3 миллиарда долларов.

Но в данном случае речь шла не о вагонах с наличными долларами, стоящими у Ахметова на заднем дворе, а об оценочной рыночной стоимости его активов. Учитывая, что основной капитал Ахметова составляли тогда предприятия угольной и металлургической отрасли, то это была стоимость акций его шахт, карьеров, обогатительных фабрик и металлургических заводов. Причем, как это нередко водится у украинских олигархов, стоимость сильно завышенная.

Поверьте, они в этом зело преуспели. Например, одна из схем раздувания стоимость компании – это выставить на Лондонскую биржу 5-10% её акций, а потом купить их у себя (через подставные фирмы) по многократно завышенной цене, что формально поднимает в разы стоимость всей компании. Более подробно об этом может рассказать нынешний министр аграрной политики Тарас Кутовой, который как раз занимался подобным, когда работал на Льва Парцхаладзе. Есть и схемы, по которым свои компании берут друг у друга кредиты, раздувая свой «портфель». Так в период 2006-2008 года удалось продать иностранцам немало украинских банков и строительных компаний по цене в 2-3 раза выше реальной.

Впрочем, надувать иностранцев, у которых за спиной 200 лет капиталистического опыта (с бесчисленным множеством афер), довольно сложно. Поэтому Ахметов и был бы рад продать тогда свою империю за 22,3 миллиарда долларов, да только за такую цену у него её никто бы не купил. И правильно, потому что в том же 2013 году начался мировой спад на металлургическом рынке, из-за чего биржевая стоимость предприятий отрасли (которая также зависит от прибыльности) резко полетела вниз. К весне 2014-го это сократило оценочную стоимость капиталов Ахметова почти двое. Для общего примера можно сравнить эти скачки стоимости акций с курсом биткоина.

Затем Украине на голову, один за другим, посыпались Майдан, аннексия Крыма, правовой хаос, экономический кризис, война на Донбассе – и всё это сильно снижало стоимость активов украинских олигархов. И особенно больно это ударило по активам Фирташа и Ахметова. У первого вынужденно остановились химзаводы, а у второго за линией фронта осталась часть предприятий. Они, конечно, могли и дальше работать и приносить кое-какую прибыль, однако их оценочная биржевая стоимость равняется нулю – ведь легально продать находящийся в «республике» завод просто невозможно.

Кроме того, работа предприятий по эту стороны фронта несколько усложнилась тем, что на той стороне остались смежные с ними шахты, коксохимические и обогатительные фабрики. А это прямо отражается и на их прибыльности, и на их стоимости.

Казалось бы, бизнесу Ахметова наступил конец – к великому ликованию его конкурентов и политических противников. Казалось бы, что именно за это и скакал на морозе Майдан. Но вот наступил 2016 год, «винницкие» прочно взяли власть в Кабмине – и дела у Рината Леонидовича стали совсем другими. Оценочная стоимость его активов вновь пошла вверх, и достигла отметки 4,1 миллиарда долларов. А по итогам 2017 года состояние Ахметова оценили уже в 6,9 миллиардов! Неплохой рост личной экономики на фоне творящейся в стране руины! И всё это под какофонию «антидонецкой» истерии, не взирая ни на какие блокады. Как же это ему удалось?

Во-первых, с января 2016 года начали расти мировые цены на металлургическую продукцию. И до сего дня этот рост составил уже почти 100%, то есть вдвое. Соответственно, выросла и стоимость металлургических предприятий. Поэтому, хотя объем выпускаемой продукции заводов и фабрик холдинга «Метинвест» (подразделения ахметовской корпорации «System Capital Management», занимающееся металлургией и коксохимом) вырос очень незначительно (всего на 8-12%), рост мировых цен на неё сильно укрепил капитал Ахметова. Как видим, в данном случае можно было бы вообще не шевелить пальцем – а капитал растет!

Но самое интересное – это подробности. Во-первых, стоит заметить, что значительная часть активов «Метнвеста» находятся вовсе не на Донбассе, а в Кривбассе: это Северный, Центральный, Южный и Ингулецкий горно-обогатительные комбинаты (ГОК), то есть Ахметов практически полностью контролирует добычу и обогащение железной руды в Украине. Причем ему удалось прибрать к своим рукам часть активов этих ГОК уже в период 2015-2017 г.г. Наверняка эта новость сильно «обрадует» участников второго Майдана!

Во-вторых, грандиозная угольная афера украинского правительства (объявленные закупки угля за тридевять земель) помогла Ахметову выбраться из непростой юридической коллизии. Ведь согласно новым законам, покупать уголь и кокс у предприятий, работающих в «республиках», нельзя. Ничего, этот уголь и кокс теперь оформляют как российский или южноафриканский – и он продолжает поступать на предприятия Ахметова. Например, в Мариуполь (на «Азовсталь» и комбинат им. Ильича), причем по морю, пока недалекие побратимы Семенченко-Гришина блокируют рельсы на другом конце Донбасса.

В-третьих, не будем забывать, что ахметовская компания ДТЭК контролирует почти все украинские ТЭС – кроме трех станций «Центрэнерго», на которые разинули рты теневые менеджеры президентской «семьи». А также все ветроэлектростанции (через ООО «Винд Пауэр»). И с 2016 года предприятия ДТЭК дают устойчивую прибыль, которая формируется из наших с вами денег, заплаченных за чудовищно взвинченные тарифы на электроэнергию. И это не только «живые деньги», откладывающиеся на счетах оффшорных фирм Ахметова, это еще и рост биржевой стоимости активов ДТЭК.

В-четвертых, в эту копилку можно добавить и резко растущую прибыль газовой компании «Нефтегаздобычы», тоже принадлежащей Ахметову. За 2016 год её прибыль увеличилась с 1,9 до 5,4 миллиардов гривен, в 2017 году еще на 25%. Во многом благодаря «реформе Гройсмана», который в апреле 2016 года вдвое задрал стоимость газа – половина которой идет в карманы владельцам компаний под видом «инвестиций в добычу».

Дальше еще можно перечислить в-пятых, в-шестых и т.д., ведь у Ахметова в Украине еще много всевозможных активов. Включая «Укртелеком», вокруг которого развернулась весьма любопытная афера. Вкратце: «Укртелеком» был приватизирован в 2011 году компанией ЕСУ, являющейся дочерней фирмой австрийского фонда EPIC, после чего была перепродана компании Raga Establishment Ltd. Всё это – структуры, принадлежащие олигарху Фирташу (еще 25% было у экс-главы СБУ Хорошковского, но он продал свою долю Фирташу). В 2013 году Raga Establishment продала «Укртелеком» Ахметову, за 860 миллионов долларов. Но, получив права собственности, Ахметов не выполнил условия сделки и перечислил Фирташу лишь 100 миллионов. Как говорится, «развел и кинул» – ведь как раз в 2014 году Фирташа арестовали австрийские власти по запросу украинских (явно не без участия Ахметова).

Фирташ пошел искать правду в европейские суды – и летом 2017 года добился того, что Лондонский арбитражный суд обязал Ахметова доплатить остальные 760 миллионов. А чтобы Ахметов чего не удумал, в декабре 2017 года Окружной суд Никосии (Кипр) заморозил кипрские активы Ахметова до полной выплаты долга. Сложная ситуация! Но тут на выручку Ахметову вновь пришла украинская власть – заявившая о намерении национализировать «Укртелеком» путем расторжения сделки приватизации, то есть его продажи ЕСУ. Это автоматически сделает недействительной его последующую продажу Ахметову, а значит, Ринату Леонидовичу не придется ничего отдавать Фирташу!

Вот и получается, что усердно демонизируя Ахметова на словах, на деле нынешняя украинская власть успешно с ним сотрудничает, и даже неоднократно приходила ему на помощь. Что вполне в духе нынешнего режима: чем громче он орет про российскую агрессию, тем больше растет товарооборот с РФ, а чем энергичнее потрясает кулаком сепаратистам, тем всё дальше Украина от возвращения своих восточных земель. В этом состоит какая-то либо чрезмерно хитрая, то ли просто извращенная логика людей, пришедших к власти на волне второго Майдана.

Иван Пургин

Компромат | Досье | Скандалы