Пустое слово Порошенко
Что уже успел наобещать президент в 2018-м .
В журнале «Фокус» проанализировали ключевые обещания главы государства в новом году и то, что за этим стоит.
1
Что сказал: «В течение года будет дан старт созданию антикоррупционного суда. Деньги в бюджете на эту институцию уже предусмотрены, но нужно пройти все этапы одобрения закона и формирования состава судей»
Последние два месяца президент Украины Пётр Порошенко всё больше теряет доверие наших международных партнёров. Одна из причин — затягивание процесса создания антикоррупционного суда. Запад обвиняет в этом Порошенко. В Евросоюзе на днях даже намекнули, что могут приостановить безвизовый режим с Украиной, если мы не создадим суд, соответствующий рекомендациям Венецианской комиссии.
Сам Порошенко требования международных институций выполнять не спешит, равно как и обещание, что антикоррупционный суд будет независимым. В конце декабря глава государства внёс в Верховную Раду законопроект об антикоррупционном суде. В МВФ заявили, что его принятие без внесения необходимых изменений ставит под угрозу выполнение Украиной обязательств перед международными партнёрами. Фонд настаивает на предоставлении международным донорам права блокировать назначение недобросовестных судей, а не просто консультировать Украину в этом вопросе.
В АП такую идею категорически не поддерживают, настаивая на том, что они действуют в рамках правового поля Украины. Кроме того, особого энтузиазма по поводу создания нового суда нет и у парламентариев, которые даже не включили этот вопрос в повестку дня. Потому шансы на создание независимого антикоррупционного суда туманные.
2
Что сказал: «Мы уверенно начинаем 2018-й — год энергетической независимости Украины»
Меньше двух недель понадобилось Петру Порошенко, объявившему о начале года энергетической независимости Украины, чтобы скорректировать свою позицию и заявить, что наша страна готова снова покупать природный газ у России, если тот будет дешёвый и заключён по честным и прозрачным контрактам.
Параллельно президент похвастал тем, что Украина больше не находится на «иголке коррупции и зависимости от российского газа». Впрочем, энергетическая независимость нашей страны ограничивается не только покупкой газа. Например, сегодня Украина на 80% зависима от российского ядерного топлива.
По словам Юрия Корольчука, эксперта Института энергетических стратегий, у нас нет завода по производству ядерного топлива. Кроме того, Украина всё ещё продолжает закупать большую часть угля из России. В прошлом году, например, 55% импорта угля пришлось из РФ на сумму больше $1,2 млрд.
3
Что сказал: «Особо подчеркиваю гарантии независимости НАБУ. Считаю неприемлемыми любые формы давления на этот орган»
Говорить о гарантиях независимости и неприемлемости любых форм давления на Национальное антикоррупционное бюро в условиях невозможности проведения необходимого аудита — абсурдно. Аудит НАБУ — ежегодная процедура, которая могла бы выявить, насколько объективно и профессионально работают детективы агентства. Его должны проводить три аудитора — по одному от парламента, правительства и президента. На сегодня своего аудитора утвердил только Кабмин.
Президент и Рада держат паузу. Пётр Порошенко заявляет, что не допустит «опасности политического вмешательства» в работу антикоррупционных органов, однако его фракция в парламенте уже пыталась выдвинуть на должность аудитора НАБУ кандидата, удобного для главы государства. Так, вместо предложенного профильным комитетом ВР Роберта Сторча, заместителя генерального инспектора департамента юстиции Соединённых Штатов, парламентарии хотели назначить аудитором Найджела Брауна, частного детектива из Великобритании.
Это стало ещё одним доказательством нежелания власти проводить проверку НАБУ. Кроме того, антикоррупционный орган до сих пор не может добиться права независимо от СБУ прослушивать телефоны. Из-за этого, например, в декабре прошлого года разгорелся скандал, когда СБУ сорвала несколько операций НАБУ под прикрытием.
4
Что сказал: «Уже в ближайшие месяцы новые украинские телеканалы и радиостанции начнут вещать на оккупированные Крым, временно неподконтрольные Донецк и Луганск»
О том, что в 2018 году у жителей оккупированных территорий может появиться возможность смотреть и слушать украинское телевидение и радио, в прошлом году говорили и в Министерстве информационной политики. «Мы уверены, что на протяжении года появится ещё одна вышка, высотой под 200 м в Покровске, которая обеспечит цифровой аналоговый сигнал украинского радио и телевидения», — заявила в конце декабря Эмине Джапарова, первый замминистра информационной политики.
Точных сроков в ведомстве, равно как и других подробностей о строительстве новой вышки, не рассказали, ссылаясь на секретность проекта. Больше ясности внёс Павел Жебривский, глава Донецкой областной военно-гражданской администрации. По его словам, строительство вышки в Покровске начнётся весной, а завершить проект смогут только к концу года.
5
Что сказал: «Накормив и одев наше войско, мы можем позволить себе использовать пятую часть военного бюджета на вооружение и военную технику»
В этом году на оборону Украина выделила 83,3 млрд грн — на 20% больше, чем в 2017-м. Тем не менее бюджетом развития он едва ли станет. Ещё в сентябре министр обороны Степан Полторак говорил, что для перехода с бюджета содержания на развитие подконтрольному ему ведомству нужно около 140 млрд грн.
По расчётам этого года, большая часть трат государственных денег вновь идёт на содержание войск — 50,6 млрд грн, около 60% всей суммы. На вооружение и технику планируют потратить пятую часть бюджета — 16,4 млрд грн. Но даже этого катастрофически мало. По словам волонтёра Виталия Дейнеги, в развитых странах на обеспечение армии обычно выделяют не более 50% средств, всё остальное — на развитие вооружения и техническое оснащение.
Компромат | Досье | Скандалы