Гавриленко Николай. Формула успеха донецкого «нефтяника» . Часть 2
После смерти Жигана Такташева нефтяным бизнесом «донецкой группы» фактически рулил Тимур Валитов в одиночку. Он назначил директором ООО «ВИК ОЙЛ» Николая Гавриленко, и бизнесмены вместе продолжили запутывать следы, чтобы обезопасить себя.
В 2007 году бизнес-структура меняет владельцев. На этот раз — «ВИК ОЙЛ» отдают кипрскому оффшору «Ондава Инвестментс Лимитед», а «УТН-Восток» — уже названной «Ондаве» и «Марксвил Инвестментс Лимитед». А прятать было что. За тот год доходы компании составляли 3,13 млрд гривен. Кстати, на «Ондаву» переоформили все остальные активы, связанные с «ВИК ОЙЛ», — торгово-финансовую компанию «Европа ЛТД», ООО «Славанафтопостач», «ПКС ОЙЛ», «ВостокИнвест», ООО «Юкон», ООО «Газ-групп», ООО «Л.Б.П.», ООО «Роксолана».
Cамый богатый чех — Петер Келлнер
В 2008 году донецкие решили окончательно спрятать «концы». Представители «УТН-Восток» заявили, что собственники продают 27% акций компании «PPF Investment». По их словам, это одна из самых крупных международных финансовых и инвестиционных групп в Центральной и Восточной Европе. Однако компания так и не вошла в учредители «УТН-Восток». Более того, оказалось, что говорить о европейском капитале рано – деньги, сосредоточенные в «PPF Investment», принадлежали чешскому бизнесмену Петеру Келлнеру.
Из собственных источников SKELET-info узнал, что PPF была создана собственниками «УТН-Восток» для вывода пакета акций за границу. Это подтверждает такой нюанс: компания зарегистрирована на острове Джерси – любимой оффшорной зоне донецкого клана. Не думаем, что это совпадение.
Таким образом, к 2008 году всю бизнес-структуру вывели в оффшоры: украинские компании среди владельцев исчезли.
Бизнес-структура, которую так скрывали Тимур Валитов и Николай Николаевич Гавриленко, не пережила кризиса 2009 года. Буквально за год доходы уменьшились до 2,2 млрд. гривен. Более того, донецкие «нефтяники» накопили должок перед нефтеперерабатывающим заводом «Укртатнафта» за «перебор» в использовании бренда УТН на заправках «ВИК ОЙЛа». В принципе, в крахе виноваты сами Валитов и Гавриленко. Предприятия «УТН-Восток» и «Восток», как операторы сети «ВИК ОЙЛ», нарушили лицензионный договор с «Укртатнафта». Согласно нему, «бензоколонки» могли применять знаки компании «Укртатнафта» для обозначения своих товаров и услуг. Но! Николай Николаевич увеличил количество объектов для размещения бренда нефтеперерабатывающей компании. Исходя из договора, оператор мог разместить знак «Укртатнафты» на 103 АЗС, Валитов же брендировал все 118 станций. Кроме того, Валитов с присущей всем «донецким» наглостью, самостоятельно начал определять объекты договора и сроки его действия. На фирменных бланках он указывал себя «официальным дилером» предприятия, хотя «Укртатнафта» прав ему не предоставляла.
«Беспредел» «ВИК ОЙЛ» обернулся судебным процессом. «Укртатнафта» подала в суд с требованием взыскать 13 млн гривен штрафа, а также арестовать все «донецкие» заправки. Бизнесмены начали резко терять позиции. Первый судебный процесс не принес радости — Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования «Укртатнафты». Валитов подал на апелляцию, но проиграл — суд отказал «УТН-Восток» и «Восток» в снятии ареста с их заправок.
Новое брендирование АЗС ВИК ОЙЛ
Недолго думая, бизнесмен просто убрал со своих заправок логотип «Укртатанафта» и повесил новый — лицо с улыбкой («подмигивающий смайлик»).
А тем временем, он уже подыскивал покупателей на бизнес-структуру. На горизонте появилась российско-британская компания ТNК-ВР International limited, а точнее — украинское подразделение ТНК-ВР Виктора Вексельберга. Они заявили о готовности приобретения 100% акций «ВИК ОЙЛ».
В январе 2010 года ТNК-ВР выкупила часть акций «ВИК ОЙЛ» у оффшора «OLEDO». Откуда он появился, и какое отношение имеет к собственности Валитова? Все просто: бизнесмен в очередной раз перетасовал собственников. К 2010 году активы группы «ВИК ОЙЛ» сосредотачивались в двух иностранных компаниях – уже знакомая нам «Turitella Corporation» и «OLEDO Petrolium Limited». Последняя владела контрольным пакет акций «УНТ-Восток».
ТНК-BP перевела на счет Riga Investment Bank 71,6 млн долларов в качестве взноса за акции, приобретенные у OLEDO. По информации SKELET-info, окончательная сумма сделки составила 313 млн долларов. Отметим, что судьба остальных 240 млн долларов неизвестна. Но, уверены, они в хороших руках.
И еще одна сторона этой истории, которая имеет право на существование. Тимур Валитов выстоял бы перед натиском «Укртатнафты», если бы не прессинг группы Левочкина—Фирташа-Хорошковского. В сентябре 2010 года СБУ, возглавляемая Валерием Хорошковским, провела обыск в офисе Игоря Филиппенко. Силовики изъяли 12 печатей фиктивных оффшорных компаний, 2,5 млн долларов и большой арсенал стрелкового оружия. Логического продолжения в виде судебного разбирательства этот обыск не получил. На тот момент была еще одна линия конфликта — Левочкин–Фирташ–Хорошковский «работали» против Ахметова. Не удивительно, что «донецким» пришлось как можно быстрее сливать активы и уходить в тень.
«Формула» успеха
Когда бизнес Тимура Валитова накрылся медным тазом, не растерялся только Николай Гавриленко. Он создал сервисную компанию Formula. Через нее Гавриленко начал реализовывать нефтепродукты собственного бренда по смарт-картам и бланкам-разрешениям.
Формула Николая Гавриленко
Отметим, что курируя «ВИК ОЙЛ», Николай Николаевич несколько раз инициировал развитие фирменного топлива, но из-за кризиса и больших затрат на реализацию, проект не пошел. После «разрыва» с «Укртатанафтой» Гавриленко пошел ва-банк и занялся бизнесом в одиночку.
Только появившись на рынке, марка Formula зашла на водные комплексы в Севастополе и Днепропетровске. Ею заправляли исключительно водный транспорт. Через пару месяцев ее уже заливали в наземный транспорт в Донецке. А еще через пару месяцев, неожиданно для всех, Formula выиграла тендер Главного управления МВД в Киеве. Она получила возможность реализовать 1,04 млн литров топлива по талонам. К слову, в торгах участвовала компания ООО «Рось-1», но ее цена была на 7,8 млн долларов выше.
Деньги сами текли в руки: в 2011 году сервисная компания Formula насчитывала 12 собственных и арендованных АЗС. Среди клиентов были «Укрпочта», «Новый канал», телеканал М1, «Укртелеком», «Укрсоцбанк» и другие. В партнерах числились — сети ТНК-ВР, WOG, «Лукойл», ОККО, «Параллель», ТЭС, «КЛО», «Азовнефтепродукт».
В 2015 году в Киеве компания открыла первую автоматическую контейнерную АЗС под брендом Formula. На ней обслуживают клиентов по наличному и безналичному расчету.
первая автоматическая контейнерная АЗС
Бизнес Николая Гавриленко не ограничился компанией Formula. В 2012 году он открыл компанию «Промтерминалсервис», которая обеспечивает программное сопровождение операций по обороту с нефтепродуктами. Тогда же Гавриленко зарегистрировал «Торговый дом «СКФ»». Фирма занялась безналичной продажей горючего по договорной базе, унаследованной от «ВИК ОЙЛ».
«ТД «СКФ» стал активным участником государственных тендеров по закупке нефтепродуктов. В 2015 году фирма выиграла конкурс на поставку 156 т бензина и дизеля запорожскому концерну «Городские тепловые сети». По информации SKELET-info, Николай Гавриленко на этой сделке заработал 3 млн гривен. Но стоили ли эти деньги того, неизвестно. Тендер приковал внимание СМИ. Тогда и выяснилось, что «ТД «СКФ» оформлено на панамскую фирму Richtrade Impex Inc, дела которой ведут местные Cascado AG, Integri SA и Systemo AG, управляемые латвийцами Эриком Ванагельсом и Станом Гориным. Именно эти люди засветились в операциях с морскими буровыми вышками экс-главы Министерства энергетики Юрия Бойко.
Отметим, Гавриленко познакомился с Бойко еще в нулевых, когда тот курировал Кременчугский НПЗ. Кстати, Юрий Бойко пригласил Николая Николаевича в 2004 году стать участником экспертно-аналитической группы при Минэнерго. Группа прославилась тем, что «изобрела» оптимальную формулу для расчета стоимости нефтепродуктов. В Минэнерго ее назвали «экономически обоснованной». На деле формула работала на трейдерский бизнес.
Но вернемся к тендерам. В том же 2015 году КП «Служба коммунального хозяйства» Николаевской области закупило у «ТД «СКФ» топлива почти на 1,5 млн гривен.
Не менее «интересный» тендер связан с КП «Киевблагоустрий». Фирма Николая Гавриленковыиграла поставку на 45 000 л бензина А-95, 14 000 л – А-92 и 80 000 л дизтоплива на весь год столичному предприятию. По результатам торгов был заключен договор на поставку топлива. Но уже через месяц выяснилось, что договоров заключили 5, и в каждом следующем цена топлива возрастала на 10%. В итоге – цена топлива возросла на 60 %, а количество топлива, наоборот, – уменьшилось на 40 %.
Полгода КП «Киевблагоустрий» покупало бензин по космической цене в 28, 96 гривен. Притом, что в рознице топливо стоило 20, 89 гривен. Дело тогда умудрились замять, а участники сделки оправдались.
История с точностью до мелочей повторилась и в 2016 году. На момент заключения договора на поставку топлива КП «Киевблагоустрий» цена на бензин А-95 составляла 19,99 гривен. После трех повышений она увеличилась на 33 % и составила – 26,58 гривен. О ситуации технично промолчали.
Также «Торговый дом «СКФ» выиграл тендер на поставку 970 тыс. л бензина и ДТ для Областного коммунального предприятия «Донецктеплокомунэнерго». Ловко? Гавриленкоможет.
Николай Гавриленко мог бы и дальше развивать свой бизнес, но его позвала большая политика.
Политика и Панама-мама
Осенью 2015 года НАК «Нафтогаз» объявил конкурс на место руководителя «Укртранснафта». Изначально в нем должны были участвовать 6 человек, причем даже Александр Лазорко, экс-директор «Укртранснафты», но он «сошел» с дистанции из-за объявления в розыск. Главный кандидат — экс-начальник управления ценовой политики ПАО Роман Сидорак. Еще два кандидата на кресло были техническими — выходцы из системы «Нафтогаза» Олег Скрипник и Олег Тищик. И два бизнесмена — Николай Гавриленко и Коба Накопия, соратник Михо Саакашвили.
Коба Накопия проиграл николаю Гавриленrj
В финал гонки вышли Гавриленко и Накопия, но последнему отказали из-за «отсутствия опыта».
Отметим, что согласование кандидатуры Николая Николаевича заняло пару минут. Такое решение в полной мере можно считать компромиссом президентской и премьерской команд относительно условий совместного управления «Укртранснафтой».
Не секрет, что за назначением Николая Гавриленко на эту должность стоит заместитель руководителя президентской фракции в парламенте, давний партнер и личный друг Петра Порошенко – Игорь Кононенко.
Самое интересное, что Николай Гавриленко, едва сев в кресло руководителя «Укртранснафты», принялся тратить государственные деньги. Николай Николаевич без проведения тендера снял офисы в Senator одном из самых дорогих и респектабельных офисных центров столицы за 47 млн гривен. Senator – недвижимость класса «А», его можно сравнить с центрами «Парус» или «Гуливер». В офисном центре панорамные окна, из которых видна Лавра. Согласитесь, «по-богатому». И, что самое интересное, эти здания принадлежат Вагифу Алиеву, замешанному в ряде криминальных разборок.
Гавриленкооплатил аренду сразу на 4 года вперед – до 1 сентября 2020 года. Посчитаем: это около 1 млн гривен в месяц.
В 2016 году «новой» власти не повезло. Журналисты-расследователи международного консорциума ICIJ опубликовали вторую часть «Панамского архива», рассекретив владельцев оффшорных компаний. Среди них оказался и Николай Гавриленко. Исходя из документов, глава «Укртранснафты» владеет фирмой … Turitella Сorporation. Той самой, созданной донецкими в хорошие времена. Самое интересное, что другими акционерами оффшора TURITELLA являются Андрей Адамовский, Игорь Филипенко и Андрей Малицкий.
В «Нафтогазе» опровергли причастность Николая Гавриленко к офшорному скандалу. В НАК заявили, что в 2007 году он вышел из числа акционеров TURITELLA и с того времени не имеет к этой компании какого-либо отношения
В мае 2017 года Гавриленко вошел в состав правления НАК «Нафтогаз».
Арина Дмитриева, для SKELET-info
Компромат | Досье | Скандалы