Тюремный VIP-скандал. Сколько стоит комфортная жизнь за решеткой
Ситуация вокруг тюрьмы «Матросская тишина» по накалу страстей уже претендует на звание одного из самых громких скандалов начавшегося года.
Цепная реакция, последовавшая за информацией о наличии VIP-камер в московском СИЗО-1, уже привела к отставке одного из руководителей и постановке самого изолятора на особый контроль как учреждения со сложной оперативной обстановкой. На очереди вероятное возбуждение уголовного дела по статье «Злоупотребление должностными полномочиями», ожидание еще серии отставок, которые уже анонсировало столичное УФСИН. И в качестве вишенки на торте — первые публичные разоблачения и попытки представить подоплеку скандала информационной войной, начатой правозащитниками против определенных личностей.
Интерес публики к творящемуся за стенами закрытого учреждения возник в декабре 2017 года после статьи в «Московском комсомольце» о финансовом расслоении тюремных постояльцев. Часть из них выживает в нечеловеческих условиях, практически сидя друг у друга на головах, а часть обитает в камерах класса люкс с мягкими подушками, холодильниками и телефонами и даже спортивными тренажерами. Причем, постояльцем самой оборудованной элитной камеры оказался несколько раз судимый «решальщик» Дионисий Золотов, который сейчас является фигурантом уголовного дела о хищении, а также о вымогательстве денег у бывшего топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова, убитого в камере.
Юрист – «решальщик» Дионисий Золотов
Наличие сверхкомфортабельных камер обнаружили члены Общественной наблюдательной комиссии Москвы во время проверки СИЗО. Автор материала, журналист Ева Меркачева, попросила считать свою статью официальным обращением к директору ФСИН России Геннадию Корниенко с требованием разобраться в условиях содержания заключенных СИЗО «Матросская тишина». В тот же день замглавы СИЗО по оперативной работе Алан Гадзаонов написал рапорт об увольнении по собственному желанию. Его примеру последовали несколько его подчиненных. Параллельно по фактам, озвученным в статье, начали проверки московская прокуратура и ФСИН. Ряд проверок уже завершился. К примеру, московская прокуратура VIP-камер в следственном изоляторе не обнаружила, заявив, что на обнародованных рядом СМИ снимках — обычные мебелированные комнаты с хорошим ремонтом, отдельными туалетами и душевыми. Правда, не исключено, что к моменту проверки (а со времени публикации статьи в «Московском комсомольце» до появления первых проверяющих в «Матросской тишине» прошло не меньше недели) в СИЗО уже успели «подчистить историю», устроив «великое переселение» заключенных и убрав подальше «предметы роскоши».
СИЗО «Матросская тишина»
В ходе проверок удалось установить нарушения условий содержания подследственных и обвиняемых, и теперь надзорные органы, передав материалы в Следственный комитет, настаивают на возбуждении уголовного дела по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Еще 15 декабря прошлого года, через несколько дней после скандала, заместитель директора ФСИН РФ Валерий Максименко сделал заявление: «Полагаю, если замешана коррупция и люди платили за хорошие камеры, то, оказавшись в плохих, они сообщат имена тех, кто «сдавал» улучшенные места за деньги».
Замглавы ФСИН РФ Валерий Максименко
10 января ФСИН по итогам собственной проверки уволил замначальника «Матросской тишины» по оперативной работе Алана Гадзаонова с должности, еще трое сотрудников оперативного отдела СИЗО привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Ожидается еще ряд отставок из числа сотрудников оперсостава московского изолятора. Также не исключено, что руководитель «Матросской тишины» может быть переведен в другой регион, но окончательного решения по этому поводу еще нет. На данный момент выявленные нарушения в работе СИЗО № 1 Москвы касаются размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам — федеральный закон требует раздельного содержания разных категорий заключенных. В «Матросской тишине» же, по данным «Московского комсомольца», именно уволенный Гадзаонов (возможно, в связке с неустановленными пока лицами) решал, кто из заключенных в какой камере будет сидеть.
Цена комфорта в денежном эквиваленте, по сведениям правозащитников, доходила до миллиона рублей с одного человека.
Тюремный спонсор
Скандал вокруг VIP-камер «Матросской тишины» некоторые структуры уже успели окрестить «местью правозащитников». Неожиданно после увольнения Гадзаонова выяснилось, что ремонт на пятом этаже второго корпуса СИЗО организовал известный «решальщик» — юрист Дионисий Золотов (он же дважды судимый Денис Тумаркин), в апреле 2017 года осужденный на шесть с половиной лет за мошенничество в особо крупном размере. А именно, глава юркомпании «Защита» оговорил основателя ЗАО «Королевская вода» Иосифа Бадалова, добившись возбуждения против него уголовного дела, и за взятку пытался снять арест с имущества другого предпринимателя, главы группы компаний «Виктория» Виктора Круликовского. Согласно фабуле дела, подсудимый под обманным предлогом получил от бизнесмена 150 миллионов рублей, обещав решить вопрос с прекращением уголовного преследования, которое ранее сам же и инициировал. «Решальщик» в суде признал свою вину, рассказав о фактах коррупции в столичной полиции. К слову, итогом его откровений стал 10-летний срок главы полиции Западного округа Москвы Владимира Рожкова.
Бывший начальник полиции Западного округа Москвы Владимир Рожков
Пожертвование для СИЗО № 1 в виде плитки, краски, сантехники и даже энергосберегающих лампочек Дионисий Золотов оформил официально как «гуманитарную помощь» через своих адвокатов. Этими стройматериалами был отремонтирован практически весь этаж, также Золотов спонсировал обустройство тюремной прачечной и тренажерного зала. К благоустройству «Матросской тишины» Золотова официально якобы сподвигла вынужденная задержка в стенах СИЗО — после вынесения приговора о мошенничестве в отношении него возбудили еще одно уголовное дело. И он решил, по словам адвокатов, создать приемлемые условия жизни для себя и сокамерников. До появления Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) ремонтные работы велись около полугода и ни у кого вопросов не вызывали. Но после того, как из-за показаний Золотова на нарахоказался представитель ОНК Денис Набиуллин, его коллеги якобы решили таким образом отомстить «решальщику», устроив показательный скандал с VIP-камерами. Дело о мошенничестве в отношении Набиуллина было возбуждено 7 декабря прошлого года. Суд арестовал его на два месяца. Общественника заподозрили в том, что он получил от подследственного более 29 миллионов рублей за обещание освободить того из-под стражи.
Член ОНК Денис Набиуллин
Кстати, еще в декабре прошлого года по решению Следственного комитета нескольким членам ОНК был запрещен доступ в стены «Матросской тишины» и «Кремлевский централ». Свое решение следователь мотивировал тем, что пятеро правозащитников проходят свидетелями по делу их коллеги Дениса Набиуллина. Сами правозащитники уверены — к запрету приложил руку Дионисий Золотов. По крайней мере, имя Золотова фигурирует в распоряжении начальника «Матросской тишины» об ограничении прохода в СИЗО нескольким членам ОНК. Также, по мнению правозащитников, сам арест Дениса Набиуллина — это результат «многоходовки», разработанной правоохранительными органами совместно с Золотовым. И главная цель этой «многоходовки» — дискредитация членов Общественной наблюдательной комиссии, причем дискредитация на всякий случай, в том числе и на случай обнаружения VIP-камер.
Особые условия
В свое время Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения (ЕКПП) определил минимальные требования к нормам жилой площади на одного осужденного — 4 кв. м в общих жилых помещениях и 6 кв. м в тюремной камере. Но условия в большинстве российских тюрем даже отдаленно не соответствуют этим нормативам. Проблему переполненности изоляторов не удается решить на протяжении более чем двух десятилетий. Один из первых громких скандалов относится еще к середине 90-х годов прошлого века. Тогда в Новокузнецке (Кемеровская область) в СИЗО-2 из-за духоты в камерах и обезвоживания стали массово умирать заключенные. Проверка показала, что на одного человека изолятор выделял меньше квадратного метра — в реальности подследственные, попадая в камеру, зачастую не имели возможности даже присесть. В тот же период в питерских «Крестах» при лимите в 3,5 тысячи заключенных несколько лет находилось от 11 до 14 тысяч следственно-арестованных (так официально называются те, кто дожидается суда в следственных изоляторах).
В 2004 году стала появляться информация, что отечественная система исполнения наказаний начала перестраиваться на западный лад в рамках программы, проводимой ООН по улучшению уровня содержания заключенных. В тюрьмах начали официально открываться камеры повышенной комфортности. В частности, пять таких люксовых «номеров» появилось в СИЗО № 1 в Краснодаре. Правда, следовала оговорка — доступны такие камеры только состоятельным заключенным, в основном подозреваемым в совершении экономических преступлений. За 500 рублей в день человек получал кровать в комнате 15 кв. метров на 2 человек. Из удобств — стены, покрытые пластиком, линолеум на полу, в отдельном помещении — унитаз и душевая кабина, холодильник, телевизор и даже кондиционер. Основной плюс — широкое зарешеченное окно с видом на улицу, чтобы постояльцы VIP-камеры любовались волей. Сообщалось об открытии подобных СИЗО гостиничного типа еще в ряде регионов. Но потом информация такого рода перестала появляться, и на сегодня не ясно, существуют ли платные камеры повышенной комфортности на официальном уровне.
Зато на неофициальном доподлинно известно — в то время, как большинство арестантов вынуждены вдесятером ютиться на восьми квадратных метрах и спать по очереди на трехъярусной кровати, в любой российской тюрьме всегда находятся те, кто живет в так называемых привилегированных условиях, и те, кто эти условия создает. Последние — это, бесспорно, сотрудники пенитенциарной системы. А их VIP-клиенты — значимые представители уголовно-криминальной среды или заключенные с большими финансовыми возможностями. Не секрет — для получения VIP-статуса, если заключенный — не «вор в законе» или криминальный «авторитет», нужно просто передать приличную сумму денег кому надо. В той же «Матросской тишине» еще не утихли отголоски скандала с поставленным на поток вымогательством денег с обвиняемых по экономическим статьям. Слушания по этому делу сейчас начались в Преображенском суде Москвы. На скамье подсудимых — 8 человек, в том числе бывший начальник оперативного отдела «Матросской тишины» Михаил Захаров, которого в СКР считают организатором преступной группы, его правая рука «положенец» Елдар Векуа, находившийся под следствием за квартирные кражи, и экс-подчиненные Захарова, оперативники Валентин Базаев, Павел Петран и Антон Девятаев.
Бывший начальник оперативного отдела СИЗО «Матросская тишина» Михаил Захаров
Также не секрет, что почти во всех изоляторах надзиратели совместно с бандитами занимаются поборами с подобных VIP-заключенных. «Авторитетные» сидельцы буквально выстраиваются в очередь, чтобы им в камеру отправили «сладенького» — так на бандитском сленге называют фигурантов дел по экономическим преступлениям. Услуга по получению в «соседи» по нарам прибывшего в изолятор бизнесмена или чиновника обходится криминальным лидерам в среднем в 500–1000 долларов. Представители же «Матросской тишины» взяли этот «бизнес» под свой полный контроль. В итоге в тюрьме появился неофициальный блок для арестованных по экономическим преступлениям. В нем в камерах содержались по три-четыре человека, имелись телевизоры и холодильники. За отдельную плату — порядка 5 тысяч долларов — можно было получить право постоянно пользоваться мобильным телефоном или даже переписываться по ноутбуку, подключенному к Интернету. Главная же составляющая тюремного комфорта — все сокамерники такие же бизнесмены и чиновники. Но, чтобы попасть в касту привилегированных, нужно было хорошо заплатить. Схема вымогательства денег была проста — в камеру к жертве вымогателей подсаживали Елдара Векуа, который, помимо традиционного взноса в «общак», требовал многомиллионные суммы на относительно комфортные условия содержания. Если «клиент» не соглашался, его начинали «обрабатывать» сотрудники СИЗО — переводили в переполненные камеры к уголовникам или в карцер. Деньги (речь идет о миллионах рублей) делились между «авторитетом» и сотрудниками изолятора.
Новый тюремный скандал также оказался связан с VIP-камерами. Таковых в «Матросской тишине» на сегодня оказалось три — под номерами 274, 275 и 276. О их наличии страна узнала после посещения изолятора группой правозащитников в конце прошлого года. «При посещении второго корпуса «Матросской тишины» мы обнаружили на пятом этаже камеры, условия содержания в которых можно сравнить с четырехзвездочными гостиницами. В них два больших окна, огромный современный телевизор на стене, холодильник Indesit, забитый деликатесами, белоснежные кровати с новым бельем и даже туалет с вытяжкой и дорогим унитазом. По нашему мнению, это как-то странно», — поделилась своими наблюдениями одна из участников той делегации, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачева.
VIP-камеры в «Матросской тишине»
Стоит добавить, что сейчас в московском СИЗО-1 нет ни роскошных, ни убогих камер. Буквально на следующий день после публикации разоблачительной статьи постояльцев переполненных «хат» первого этажа расселили по отремонтированных помещениям пятого, обитателей пятого перевели на первый, где все спешно отмыли. При этом с арестованными провели предупредительные беседы, чтобы при многочисленных проверках не болтали лишнего. Но все же, по данным правозащитников, появились люди, готовые рассказать, сколько они платили за содержание своих близких в привилегированных условиях. А так как проверки продолжаются, есть вероятность, что череда громких разоблачений еще впереди. И не исключено, что не только в «Матросской тишине». Ведь «хаты для избранных» имеются практически в каждом российском следственном изоляторе.
В марте 2016 года были опубликованы фотографии из СИЗО в Сыктывкаре — камера с удобствами площадью 14,3 кв. метра, где в одиночку содержался экс-начальник УФСИН России по Республике Коми Александр Протопопов, подозреваемый в коррупционных преступлениях. Сразу же после его ареста стала просачиваться информация, что бывшие подчиненные устроили бывшему главному тюремщику региона VIP-обслуживание. Александра Протопопова арестовали 14 января 2016 года по обвинению в получении взятки. Глава регионального ФСИН попался на том, что в нарушение требований законодательства о защите конкуренции содействовал ООО «Эстет» заключению договоров с исправительными учреждениями республики на поставки овощей, за что получил от представителя ООО Рамала Джаббарлы вознаграждение в 625 тысяч рублей.
Кроме того, в распоряжении «Преступной России» оказались фотографии, сделанные в СИЗО «Бутырка», где также имеются VIP-апартаменты для заключенных. В данном случае речь идет о камере, где обитал осужденный в 2016 году за мошенничество с 5 миллионами долларов банкир и экс-гендиректор ХК «Спартак»Петр Чувилин. На фото Чувилин стоит на фоне комфортабельной камеры с телевизором, обстановка которой напоминает элитные камеры «Матросской тишины». Снимок сделан с мобильного телефона, в связи с чем можно предположить, что VIP-заключенным «Бутырки», как и «Матросской тишины», разрешено ими пользоваться.
Петр Чувилин в «Бутырке»
Расценки на комфорт
Кстати, по данным на 2016 год, VIP-камеры в «Бутырке» считались самыми дорогими — до миллиона рублей за место. В таких «апартаментах» есть душ, интернет, мобильный телефон, стены без плесени, а в качестве бонуса — приличные соседи. Однако, заплатив однажды за VIP-содержание, нельзя быть уверенным в том, что в этой камере заключенный проведет время до конца своего пребывания в СИЗО. В любой момент, несмотря на все договоренности, сотрудники изолятора могут перевести любителя роскоши в обычный переполненный каземат.
Предприниматели, или «коммерсы», как их называют в местах лишения свободы, оказавшись за решеткой, становятся удобной мишенью для шантажа и вымогательства. Сокамерники и надзиратели дают бизнесменам прозвища: «сладенький», «булка с маслом», «дойная корова». Обитатели камер, имеющие в изоляторе «криминальный вес», ведут настоящую борьбу за право подселить в свою «хату» коммерсанта или чиновника. Так как количество людей в СИЗО, обвиняемых в экономических преступлениях, увеличивается, растет и спрос на более комфортные условия существования за решеткой. По данным членов Общественной наблюдательной комиссии, в московском СИЗО № 5 («Водник») плата за «апартаменты» стоит 35 тысяч в месяц. Камера рассчитана на четырнадцать человек. «Номер» укомплектован техникой — плазменный телевизор, большой холодильник, пароварка, электрочайники, несколько вентиляторов, мобильная связь с интернетом. Но единого тюремного прайса по стране не существует. Все зависит от региона, аппетитов надзирателей и социального статуса арестованного — чем человек богаче, тем выше цена комфорта.
Вероятные последствия
Дело о VIP-камерах в «Матросской тишине» приобретает еще один оборот. Адвокат Иван Миронов, автор книги «Замурованные. Хроники «Кремлевского централа», начал высказывать опасения, что скандал лишит теперь многие СИЗО возможностей делать ремонты за счет спонсоров. Кстати, именно его подзащитный Дионисий Золотов взял на себя ответственность за финансирование ремонта 5 этажа второго корпуса в «Матросской тишине». По словам Миронова, «это действительно был ремонт, который все видели, все контролировали, в том числе и ОНК, на протяжении длительного времени. Действительно, это был хороший и правильный пилотный проект». Правда, буквально на днях появилось предположение, что средства на этот пилотный проект имеют криминальное происхождение — Золотова сейчас обвиняют в мошенническом хищении 80 миллионов рублей у вдовы исполнительного директора по контролю за качеством и надежностью госкорпорации «Роскосмос» Владимира Евдокимова, которого известный «решальщик» обещал освободить из-под стражи. Следствие не исключает, что в СИЗО на ремонт могли использоваться похищенные средства.
С места убийства Владимира Евдокимова
Подтвердится эта версия или нет, станет известно со временем. Однако сейчас есть большая вероятность, что администрации изоляторов и колоний на какой-то период прекратят все ремонты и реконструкции за счет «гуманитарных пожертвований» от обеспеченных или авторитетных «постояльцев». Прекратят хотя бы из соображений самосохранения. Ведь после скандала в «Матросской тишине» вполне ожидаемо, что комплексные проверки на предмет наличия VIP-камер и выяснения, за чей счет они оборудованы, пройдут по всем регионам. И очень вероятно, что в ходе таких проверок выяснится, что в ряде случаев деньги на оснащение камер для привилегированных арестантов передавались непосредственно руководству изоляторов. По крайней мере, высказавшийся в пользу такого расклада председатель коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Петр Домбровицкий убежден: «Очень сомневаюсь, что деньги переводились на расчетный счет СИЗО, скорее всего, их привозили в чемоданах. Думаю, что не забывали и соответствующим образом благодарить руководителей изоляторов. Можно предположить, что речь идет об очень большой коррупции».
Компромат | Досье | Скандалы