"Лихие" дела Росатома
Гендиректор Росатома Лихачев, с его слов, должен был стать губернатором Нижегородской области. Воровства и скандалов в Росатоме можно было бы избежать?
На одном из мероприятий конкурса “Лидеры России” гендиректор Росатома Алексей Лихачев внезапно заявил, что должен был стать губернатором Нижегородской области. Об этом его якобы даже предупредили заранее, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Вот только что-то не срослось: тогда депутата и отправили руководить Росатомом. Естественно, с разрешения Кириенко.
И теперь многие могут задаться вопросом: а Нижегородской областью господин Лихачев руководил бы так же, как и госкорпорацией? Или ее бы разворовали в меньшей степени, и из двух зол надо было выбирать меньшее?
Впрочем, вероятность того, что он бы стал губернатором Нижегородской области, заняв должность, на которую когда-то не прошел его покровитель Сергей Кириенко, бывший полпредом президента по ПФО. То есть, если бы в Кремле захотели, Лихачева бы непременно туда протолкнули. Но эту идею, видимо, сочли далеко не лучшей.
А вот желанию Кириенко оставить в Росатоме после собственного ухода в Администрацию президента своего человека противиться, видимо, не стали. Все-таки, давняя дружба Лихачева и Кириенко дала свои результаты – эти двое знакомы еще с 1980-х годов, оба выходцы из Нижегородской области и питают к ней интерес. Кроме того, в свое время Лихачев стал одним из первых, кто вступился за Кириенко после фальшивого письма о нем “американских конгрессменов”.
В общем, Лихачев знал, с кем дружить и кого поддерживать. И это принесло свои плоды. Вот только таким ли благостным стало это назначение для самого Росатома, как для Лихачева и Кириенко?
Погорим на полураспаде?
Старт карьеры Лихачева на посту гендиректора Росатома можно назвать довольно тихим: перед ним ставили задачи всего лишь сохранить достигнутое предшественником, о преумножении речи не шло. Однако уже в начале 2017 года на него как из рога изобилия посыпались скандалы.
Так, в октябре 2016 он был назначен, а ноябре, не проработав и 15 дней, заглох и задымился энергоблок №1 Нововоронежской АЭС-2, который возводили больше 10 лет. Зачем Лихачев дал ему старт? Боялся сорвать сроки и ради этого рисковал?
А затем он пошел дальше – причины аварии тоже были скрыты. В Росатоме никто не признался, в чем была проблема, заявив о “коротком замыкании”. И все бы ничего, зачем обычным людям знать, что они были на волоске от смертельной опасности? Вот только ядерный реактор ВВЭР-1200, который, по сути, таким образом не прошел испытания, затем начали монтировать на Белорусской АЭС, а следом и активно предлагать странам-партнерам.
Предлагали его при этом не Кириенко и не Лихачев, а президент Владимир Путин. Выходит, Росатом скрывает от него проблемы и таким образом подставляет перед дружественными государствами?
Именитый профессор-ядерщик Игорь Острецов тогда открыто заявил, что эти реакторы, как и другие российские, не доведены до ума. То есть гарантии безопасности работы российских, построенных в стране и за ее пределами, АЭС, Росатом и непосредственно Лихачев дать не могут. А разве не это от них требовалось?
Разворованный “Маяк”
Не обошлось у Лихачева и без хищений. Так, в октябре 2017 года, то есть спустя год после его назначения, на коррупционном скандале погорела “дочка” Росатома – ПО “Маяк”. Тогда стало известно, что Генпрокуратура потребовала возбудить уголовное дело о хищении на челябинском предприятии 300 млн рублей.
“Прикарманили” тогда через платежи псевдозастройщикам деньги на жилье для атомщиков. Смешно, что хищение произошло во время действия “Плана противодействия коррупции”, введенном главой ПО “Маяк” Михаилом Похлебаевым.
Но на этом хищения в “Маяке” не закончились. Так, в сентябре 2017 года ПО заключило госконтракт на предоставление “услуг по снижению социальных рисков”. Обошлись они бюджетному предприятию не дешево – в 43 млн рублей!
Поговаривают, что деньги ушли к структурам, близким к “Открытому правительству” министра Михаила Абызова и его “представителю” в Екатеринбурге Георгию Белозерову. У последнего, в отличие от “министра пустого места”, как именуют Абызова, лишних миллионов и особого бизнеса нет, поэтому 43 млн из бюджета “Росатома” для него не лишние.
Пиар для рутения
Так что же закупал Росатом “для снижения социальных рисков”? Как показывают участвовавшие в тендере компании, речь шла о пиаре и публикациях в СМИ, хотя данные о госзаказах Росатома и самого “Маяка” не раскрываются как секретные. Но стоит обратить внимание на даты, и все становится на свои места.
Госзаказ был размещен 29 сентября 2017 года. А 25 сентября на предприятии прозвучали сирены – якобы, это была проверка. Вот только по информации европейских ученых, в середине сентября на Южном Урале (“Маяк” находится в Озерске в Челябинской области), произошел выброс рутения-106: это был вынужден подтвердить даже “Росгидромет”.
Выходит, Лихачев нашел отличный способ бороться с радиоактивным изотопом в воздухе, причиной появления которого стала как раз “дочка” Росатома: попросту закупить пиар! Однако существует и другое мнение: если деньги в итоге действительно ушли Абызову, как это предполагают СМИ, то это может быть попыткой “откупиться” от проблем для самого руководства предприятия и Росатома. Мы, мол, вам деньги – а вы нам отсутствие проблем.
И даже если Лихачев в этой попытке “откупиться” не участвовал – слишком уж мала сумма для гендиректора Росатома – то факт, что все это разворачивается у него под носом, не отметить нельзя.
А теперь этот человек заявляет, что вообще-то не должен был идти в Росатом, а должен был сидеть в теплом губернаторском кресле! Дорогой вы наш Алексей Евгеньевич, да все были бы этому только рады! По крайней мере, рутения в воздухе возможно бы и не было. А может и от хищений удалось бы избавиться – кто знает…
Компромат | Досье | Скандалы